Кто в Костанае газу хозяин?

Фирма, рассылающая счета, сидит в одном здании с «КазТрансГаз Аймак»

На рынке коммунальных услуг растет количество фирм, претендующих на деньги горожан

Перед новым годом костанайцы озабочены: с появлением на рынке коммунальных услуг костанайского филиала АО «КазТрансГаз Аймак» происходят не очень понятные и - главное - никем внятно не объясняемые действия с оплатой за газ и вокруг него. На первый взгляд, тариф не изменился. Зато появляются новые организации, предъявляющие нам счета. Что происходит и к чему это ведет?

Разрушители традиций

Все мы жили по заведенному некогда порядку: раз в год в дом или квартиру стучались газовики, которые тщательно или не очень, но в обязательном порядке проверяли работоспособность газовой плиты. Время от времени - у кого-то чаще, у кого-то реже   сотрудники ПКСК проверяли, работают ли в домах вентиляционные каналы. И та, и другая процедура не требовали отдельной оплаты - предполагалось, что услуга занесена в тариф. И вот недавно в квартиры стали стучаться смотрители газового оборудования. Смотреть они тоже намерены за отдельную денежку.

- На нашем доме появилось объявление о проведении технического осмотра газовых сетей 18.12.13 с 12.00. Я пришел к этому сроку домой, хотя это было очень неудобно для работы. Девушка из газовой компании появилась около 13.00. Вместо того, чтобы приступить к осмотру и ревизии оборудования, она предъявила мне уведомление об обязанности заключить договор с КФ АО «КазТрансГаз Аймак». Весьма категорично она сообщила, что отныне мы должны платить за техобслуживание что-то около 2 000 тенге. Я задал ряд вопросов по этому, невесть откуда свалившемуся платежу, но ответа не получил. Мне было сказано, что девушка не в курсе и если хочу что-либо узнать или поспорить, должен обратиться к юристам фирмы. Я счел, что подобное категоричное приглашение к платежу без полной информации неправомерно, и брать уведомление отказался, но пригласил гостью на кухню, где она (по информации в объявлении, без всяких дополнительных условий) должна была провести ревизию оборудования. На что девушка заявила, что если я не подписываю уведомление, то и ревизию она делать не будет, и ушла, - рассказывает житель Костаная Юрий КАЛЮЖНЫЙ.

То, что в городе появились люди, которые ходят по квартирам для технического осмотра газовых сетей, знает и председатель ПКСК «Солтустик-К» Кострюбина. По ее пониманию, если раньше и подача газа, и технический осмотр «сидели» в одном тарифе, то сегодня за осмотр нужно платить отдельно.

Директор КПФ «КазТрансГаз Аймак» Сагидулла МАКАШЕВ

- С 1 ноября представители нашей компании будут предлагать потребителям заключить такой договор. Услуги по техническому обслуживанию одной 4-конфорочной газовой плиты по нашим расценкам обойдутся в 1 191 тенге за 2 года обслуживания. Договор не обязательно заключать с «КазТрансГаз Аймаком», можно с другими компаниями, у которых есть лицензия. У них могут быть другие расценки. Но договор нужно заключить обязательно, - заявил на пресс-конференции 30 октября директор КПФ «КазТрансГаз Аймак» Сагидулла МАКАШЕВ.

Других компаний на рынке пока никто не наблюдает, если не считать тех, кто во все времена работал с частными домами.

Директор «Қауiпсiз газ» Ш. Жунисов: «После оплаты наших счетов мы в порядке очереди очистим шахты»

Смотрите, кто пришел!

 Вместе со счетом за газ в почтовые ящики стали опускать счета за прочистку вентканалов. Документ напоминает квитанцию газовиков и предписывает немедля заплатить 800 с гаком тенге за обслуживание вентиляционных люков. В прилагаемом договоре говорится, что  это сумма годового обслуживания. Но уже за «хвост» 2013 года ее активно предлагают внести на счет фирмы.

Интересно, что эта фирма появилась во многих городах Казахстана, в частности, в Алматы. И там ее деятельность вызывает такое же недоумение потребителей, как и у костанайцев.

«Я позвонил в эту фирму и спросил, какое они право имеют мне счет выставлять, даже не заключив со мной договор. В ответ меня настойчиво стали убеждать, что я обязан-таки оплатить им, так как это просто-напросто по закону положено, - пишет пользователь сайта ng.kz. - На мой аргумент, что все жители каждый месяц оплачивают ПКСК эту услугу, мне ответили, что ПКСК - лентяи и этим никогда не занимаются. Хотелось бы, чтоб в «НГ» опубликовали статью об этом, чтоб люди не попадались на подобные «разводы».

«Қауiпсiз газ» и впрямь действует странно. На счетах-извещениях, которые приходят к костанайцам, указан адрес фирмы: ул. Тарана, 157 и  тел. 53-47-32. Телефон молчал глухо уже в ноябре. А в декабре мы предприняли попытку навестить новых услугодателей. Оказалось, еще 30 ноября «Қауiпсiз газ» переехал на пр. Аль-Фараби, 119. Там, на четвертом этаже, мы обнаружили скупо меблированный  кабинет: стол, телефон и кучу  бумаг. Фирма, претендующая заключить договоры со всем газифицированным Костанаем, не оборудована даже компьютером.

Директор ТОО Шаттык ЖУНИСОВ рассказал, что фирма в Костанае работает с 21 октября, в этот день они получили свидетельство о регистрации: «Головной офис находится в Алматы, в Костанае - представительство. Работают у нас 6 человек. После оплаты счетов мы устанавливаем очередь и производим очистку вентиляционных каналов».

По его словам, фирма действует на основании Закона «О газе и газоснабжении», принятого в 2012 году. В нем говорится, в частности, что «владельцы дымовых и вентиляционных каналов, уплотнений вводов инженерных коммуникаций зданий, помещений обязаны обеспечивать их исправное техническое состояние».

Но этим  у нас занимались ПКСК, попытались возразить мы. И получили исчерпывающий ответ: «Они не выдают акты обследования. А мы даем».

Заговор молчания?

- Мы акты не выдаем, но у нас в договоре с членами ПКС указано, что обязаны проводить ремонт и прочистку вентканалов по заявке. В приложении к Уставу ПКСК в перечне услуг все работы указаны. Меня поражает, что акимат города занял позицию молчания. Когда в городе появлялись компании, устанавливающие домофоны, кабельное телевидение, то нас собирали в горакимате, чтобы мы наладили взаимоотношения и сотрудничество, - рассказывает управляющий ПКСК «Солтустик-К» Галина КОСТРЮБИНА.

В одном из ПКСК рассказали, как одна из жительниц Костаная оплатила присланное счет-извещение. А когда узнала, что прошедшим летом все вентканалы в доме прочистил ПКСК, то попыталась забрать деньги. Естественно, деньги не вернули.

- Лично мы жильцам сказали, что им не стоит платить, вся работа нами проводится, - говорит  председатель другого  ПКСК «Надежда» Константин КРЮЧКОВ.

Он, кстати, обращает внимание, что без ведома ПКСК никто не имеет права заходить на крыши и чердаки, а если это делают сторонние организации, то должен быть договор, в котором оговорены условия.

Серию вопросов относительно действий «Қауiпсiз газ» мы адресовали директору КФ АО «КазТрансГаз Аймак» господину Макашеву. В частности, спрашивали: были ли ЧП, связанные с плохим состоянием вентиляционных шахт, и чем его не устраивает работа ПКСК в этом направлении. Макашев эти вопросы обошел молчанием. Зато отметил, что «какие-либо взаимоотношения между филиалом и специализированными организациями, осуществляющими деятельность по проверке, прочистке дымовых и вентиляционных каналов, отсутствуют». Между тем  «КазТрансГаз Аймак» оставляет за собой право проверять наличие у потребителей акта о проверке и чистке дымовых и вентиляционных каналов. Не  означает ли это на практике, что потребителя могут в любое время отключить от подачи газа совсем не по признаку исправности вентиляции, а по факту наличия бумажки?

Счета-извещения ТОО «Қауiпсiз газ» и «КазТрансГаз Аймак» до боли похожи. Совершенно очевидно, что новоявленная фирма пользуется базой данных потребителей «КазТрансГаз Аймак». Как они их получили?

Еще одна структура

И тут выясняется, что на газовом рынке Костаная появился еще один игрок. В ответе на запрос «НГ» «КазТрансГаз Аймак» говорится, что «филиал самостоятельно не формирует базу... потребителей. Согласно договору, заключенному филиалом, эти функции возложены на ТОО «РЦКУ- Костанай».

- Действительно, мы заключили договор с «КазТрансГаз Аймак» и нам передана  база их абонентского отдела. Сейчас мы ее перепроверяем и вносим коррективы по потребителям. Функция нашего предприятия - начисление абонентской платы за потребленный газ, ежемесячное снятие показаний газовых счетчиков и рассылка квитанций, - рассказал нам начальник ТОО «РКЦУ - Костанай» Александр ФИСЮКОВ.

На рынок Костаная эта фирма пришла вместе с «КазТрансГаз Аймак». В такой связке они работают в семи регионах Казахстана. ТОО и расположилось в здании «КазТрансГаз Аймак».

Начальник «РКЦУ - Костанай» А. Фисюков: «Счета «Қауiпсiз газ» люди вправе не оплачивать»

- А как получилось, что вы присылаете извещения ТОО «Қауiпсiз газ», которые не имеют договора с потребителями? - спросили «НГ».

- С ними мы также заключили договор. Счета этой компании - это предложение, и люди вправе по ним не платить. А вообще в ближайшее время планируем выиграть тендеры по начислению абонентской платы всех коммунальных предприятий. Это  выгодно для них, не нужно содержать абонентский отдел, контролеров. У нас будет один контролер для всех видов услуг, - пояснил Фисюков.

Мы пытались получить комментарий акимата Костаная относительно столь крутых изменений на рынке коммунальных услуг. Нас интересовало следующее:

  1. Есть ли необходимость в ТОО «Қауiпсiз газ» в Костанае, учитывая, что до сих пор с этой работой справлялись ПКСК?
  2. Если вы считаете, что необходимость в подобной фирме есть, почему не инициировали создание такой фирмы из числа местных специалистов, а пустили на рынок алматинскую фирму?
  3. Какую сторону занимает акимат в конфликте  между ПКСК Костаная и этой фирмой?
  4. Почему не проводилась разъяснительная работа с рядовыми горожанами и ПКСК относительно деятельности  ТОО «Kayipciз газ»? Ведь именно так было, когда на рынок входили кабельные ТВ или фирмы, которые устанавливали домофоны. Ответ из акимата с 18 декабря так и не поступил. Но мы и, что еще более важно, тысячи наших читателей, его ждем.

Теперь, чтобы пользоваться газом, нужно платить не только поставщику

Законностью деятельности ТОО «Қауiпсiз газ» в Костанае мы поинтересовались у прокурора  Костаная. Получили ответ, что запрос перенаправлен в ГУ «Антимонопольная инспекция по Костанайской области». Там в свою очередь сообщили, что наши вопросы изучают, ответить на них пока не готовы.

Наверное, в такой ситуации костанайцы имеют право сказать, что не готовы платить при отсутствии внятных разъяснений в первую очередь от государственных мужей.

Фото Николая СОЛОВЬЕВА