На республику надейся, а сам не плошай

Евгений ШИБАРШИН

С 2014 года дотации регионам из бюджета РК уменьшат. Что планируется?

24 декабря депутаты Костанайского областного маслихата утвердили бюджет области на 2014-2016 годы. Он имеет определенную специфику. Государство, взяв курс на развитие регионов, дотации областным бюджетам из республиканской казны в предстоящей трехлетке ежегодно будет уменьшать. Как скажется такой подход на программах развития региона и на исполнении государственных обязательств по социальной поддержке населения?

Как прикрыть финансовые «дыры»?

Если посмотреть доходную часть утвержденного на сессии областного бюджета 2014 года, то из запланированных 128 млрд тенге поступлений 107,9 млрд должны прийти трансфертами из республиканского бюджета. Из них дотационными (трансферты общего характера) будут около 64 млрд, остальные предназначены для реализации целевых программ. В 2015 году субвенции уменьшат до 58,9 млрд, в 2016-м - до 55,9 млрд тенге.

- Политика центральных государственных органов заключается в ежегодном увеличении налогооблагаемой базы регионов и снижении объемов субвенций республиканского бюджета с целью поэтапного уменьшения бюджетной зависимости областей от республиканского бюджета и стимулирования развития экономики регионов, - так прокомментировала на сессии эту динамику руководитель управления экономики и бюджетного планирования акимата Костанайской области Галина КИСЛЕНКОВА.

Она заверила депутатов, что бюджетная комиссия проработала с руководителями городов и районов возможности заполнить образовавшиеся финансовые «дыры» увеличением доходов из местных источников. По их прогнозам доходную часть ежегодно можно наращивать примерно на 5 млрд тенге.

Первый заместитель акима Костанайской области Евгений АМАН пояснил «НГ», что основной источник пополнения областной бюджетной кассы - социальный и индивидуальный подоходный налоги. Их положительная динамика напрямую зависит от общего увеличения заработной платы населения области, которое, в свою очередь, привязано к экономическому росту в регионе. Будут создаваться новые предприятия - появятся дополнительные рабочие места, с ними вырастет общий фонд заработной платы, а значит, и возрастут налоговые отчисления в местный бюджет.

К слову, общий бюджет развития региона в 2014 году составляет 34,7 млрд тенге, что на 8,5 млрд больше 2013 года.

Правда, есть тут одно «но» - структура экономики Костанайской области такова, что ее успешность во многом зависит от природно-климатических факторов и ситуации на мировом рынке горнорудного сырья. Была в 2012 году засуха - и экономика аграрного сектора сразу же «просела». Да и 2013 год по урожайности оказался «не очень». К тому же на доходы земледельцев влияют цены на зерновом рынке.

Напрямую от ценового фактора зависят и итоги работы такого крупнейшего налогоплательщика, как АО «ССГПО». По физическим объемам выдаваемой продукции у горняков потерь может не быть, но из-за снижения цен на мировом рынке доходы уменьшаются, что может негативно отразиться на налогах в местную казну.

- Министерство экономики не в полной мере учитывает объективные особенности экономики Костанайской области, - считает Аман. - Рассчитывая возможность получения доходов в областной бюджет из местных источников, министерство исходит из среднереспубликанских цифр, которые во многом сформировались под влиянием финансовых результатов от продажи нефти. А на этом рынке в последнее время ценовые колебания незначительные. Для прогнозных расчетов ожидаемых доходов в бюджет регионов из местных источников нужна более универсальная методика.

Если эту тему перевести на язык цифр, то по методике министерства экономики доходы из местных источников в бюджет Костанайской области должны вырасти на 17%, а по самым оптимистическим расчетам костанайских экономистов получается около 13%.

Пока в полемике с Астаной руководству областного акимата удалось «отвоевать» в пользу региона 2 млрд тенге, что сделало бюджет более реалистичным и выполнимым. Но в целом, как признался на сессии аким Костанайской области Нуралы САДУАКАСОВ, простор для маневра у местных властей сузился.

- Если раньше мы в течение года корректировали бюджет (в 2013 году увеличили его более чем на 4 млрд), то теперь у нас такой возможности не будет, - сказал глава региона и призвал присутствующих на сессии руководителей госучреждений «более четко» планировать бюджетные расходы.

Между молотом и наковальней

Характер предварительного обсуждения проекта бюджета на заседании постоянной бюджетной комиссии областного маслихата показал, что возможность для маневра у местной власти сужается.

Например, депутаты подняли вопрос о неполной обеспеченности бесплатными лекарствами больных, находящихся на амбулаторном лечении по Программе гарантированного медицинского обслуживания. Из общего количества затрат, которые запланированы по целевым трансфертам министерства здравоохранения в бюджете Костанайской области 2014 года, из 16 млрд тенге за счет местного бюджета на гарантированный объем бесплатной медицинской помощи предполагается истратить 12,7 млрд (на 6,9 млрд больше 2013 года). Из общей суммы затрат на эти цели только 2,7 млрд приходится на лекарственные препараты (больше прошлогоднего на 0,2 млрд).

Как оказалось, эта сумма не учитывает недавно образовавшуюся проблему. О ней на заседании бюджетной комиссии сказал руководитель управления здравоохранения облакимата Орал БЕКМАГАМБЕТОВ. После начала реализации правительственной Программы скринингового обследования населения врачи выявили много людей, которые нуждаются в лечении. В рамках государственной программы гарантированного бесплатного обслуживания. Оказалось, что для приобретения лекарств на эти цели нужно дополнительно около 2 млрд тенге.

Депутат областного маслихата, главный врач Костанайского родильного дома Татьяна БУЛГАЦЕВИЧ рассказала «НГ», что руководство управления здравоохранения не раз обращалось в министерство в просьбой выделить средства для лечения больных, выявленных в ходе скрининга. Там предлагали финансировать из местного бюджета. Дескать, это проблемы местного населения, и их нужно решать из местных финансовых источников. В свою очередь, акимат говорит, что в бюджете области все статьи расходов расписаны на года и тогда чьи-то расходы придется урезать или вообще что-то закрывать.

- Финансирование этой программы изначально не продумали до конца, и теперь возникла проблема, которую сложно решить, и управление здравоохранения оказалось между молотом и наковальней, - сказала Булгацевич. - На заседании комиссии депутаты приняли решение направить в министерство здравоохранения письмо о выделении средств на эти цели из республиканского бюджета, но я сомневаюсь, что будет эффект.

Она считает, что для тех, кому нужно лечиться после скринингового обследования, более реально установить частичную оплату лекарств (50 на 50), как это когда-то уже было. Бесплатно давать лекарства только тем, кто действительно не имеет средств.

Еще одну проблему на заседании бюджетной комиссии облмаслихата поднял депутат, директор ТОО «Алтынсарино» Борис КНЯЗЕВ (Камыстинский район). Речь о финансировании государственных затрат на улучшение условий жизни жителей сел.

- Если так будет продолжаться дальше, то на селе скоро некому будет работать, - в сердцах заявил депутат.

Сказать, что в бюджете вовсе не предусмотрены затраты на село, оснований вроде бы нет. Например, госпрограмма «Дорожная карта занятости - 2020» в основном предусматривает вложение средств в ремонт сельских социальных объектов. В 2014 году целевыми трансфертами из республиканского бюджета на эти цели выделено 3,9 млрд тенге, что на 0,6 млрд больше, чем в уходящем году.

Да и по программе «Ак Булак» запланированы работы по улучшению водоснабжения населенных пунктов на 9,6 млрд тенге, что в 2 раза больше, чем в 2013-м. Однако темпы выбывания рабочих рук из села оказались энергичнее, чем попытки улучшить условия жизни в деревне настолько, что требуют более радикального подхода.

- Мы засеиваем 107 000 га, занимаемся животноводством, производительность труда повысилась в 4-5 раз, наши люди заслуживают жизни в лучших условиях, - объяснил «НГ» свою позицию директор ТОО. - В прошлом году я построил 10 хороших домов, подвести к ним воду и газ - и там будут хорошие условиях. Но их у нас нет. Котельная на угле есть, но она не потянет обеспечение теплом всего поселка.

Князев считает, что властям нужно определиться, какие поселки имеют потенциал развития, и планомерно заниматься их обустройством.

- Люди будут видеть хорошую перспективу и уезжать в город не станут, - подытожил Борис Князев. - В городе они теряются, а в сельских условиях чувствуют себя комфортно.

Если учесть, что эта тема беспокоит даже директора ТОО «Алтынсарино», который постоянно занимается улучшением социальных условий своих работников, то проблема действительно уже вызрела, если не сказать - перезрела.

Аким области Нуралы Садуакасов продемонстрировал на сессии маслихата, что ситуацией в селах владеет и уже предпринимает определенные меры. Он сообщил депутатам, что на уровне своих заместителей создал специальную комиссию, которая уже обследовала несколько сел и на днях должна сделать заключение об их перспективности.

- Мы должны четко определиться с учетом полномочий, которые сегодня постепенно передаются акимам сельских округов, и увеличением их финансирования, - добавил глава региона.

Прогноз есть. Будут ли деньги?

В целом руководитель управления экономики и бюджетного планирования

Кисленкова областной бюджет 2014 года оценила как социальный на 35%. В этой связи председатель постоянной комиссии по бюджету облмаслихата Насыр АЛАШБАЕВ сообщил, что на строительство и реконструкцию выделено 25 млрд тенге республиканских средств. Это на 9 млрд больше 2013 года. Часть этих денег будет истрачена на строительство новых социальных объектов: школу в поселке Перцевка, школа с государственным языком обучения в Костанае и поликлинику областного онкологического диспансера. Он считает, что и те средства, которые запланированы на жилищное строительство, модернизацию ЖКХ, ремонт дорог, тоже непосредственно направлены на улучшение жизни людей, и тогда бюджет области можно оценивать как наполовину социальный.

Но это не означает, что с бюджетной помощью нуждающимся все в порядке. На заседании бюджетной комиссии зашел разговор о недостатке средств на покупку инвалидных колясок и другие нужды этой категории людей.

Похоже, что сужение возможностей местной власти изыскивать дополнительные источники финансирования ситуацию только ухудшат. Действительно, под давлением обстоятельств придется более плотно заниматься региональными инвестпроектами.

В сентябре 2013 года областной акимат составил прогноз социально-экономического развития Костанайской области на 2014-2018 гг. В нем записали: «Приоритетным направлением в развитии области на среднесрочный период будет развитие несырьевого сектора экономики. Основным фактором экономического роста области станут привлечение инвестиций в обрабатывающий сектор экономики и создание благоприятного инвестиционного климата в области. Развитие обрабатывающей промышленности позволит снизить влияние горнодобывающей отрасли на экономику области, а также в моногородах сохранит социальную стабильность». Что касается сельского хозяйства, то руководство области считает: зависимость региональной экономики от природно-климатических факторов можно снизить развитием товарного животноводства.

В 2014-2018 годах прогнозируется рост реального ВРП в среднем на 4-5% в год. Причем в 2018 году в сравнении с 2013 годом объем промышленной продукции ожидается увеличить на 16,5%. Исходя из этих цифр, местная власть строит и возможность формирования областного бюджета.

Есть надежда, что государство также активно будет поддерживать регионы с помощью целевых трансфертов. Во всяком случае, несмотря на то, что Костанайская область не смогла в 2013 году полностью освоить деньги, выделенные республикой на развитие моногородов, в 2014-м на эти цели выделено в 2 раза больше - 4,6 млрд тенге. Расширяется и программа «Доступное жилье - 2020». В будущем году по ней запланировано 4,3 млрд тенге (на 0,8 млрд больше 2013-го).

Областной акимат прогнозирует: принятыми мерами общий уровень жизни жителей региона будет повышаться, что приведет к снижению численности получателей адресной социальной помощи. Удельный вес трудоспособного населения в составе получателей адресной социальной помощи к 2018 году снизится до 30% (на 1 января 2013 года - 37%). Правда, в связи с тем, что с 2017 года предполагается увеличение черты бедности с 40% до 60%, доля населения с доходами ниже величины прожиточного минимума увеличится в 2018 году примерно на 4 процента.