Болезнь общества - коррупция

Замкнутая цепочка начинается с момента прихода человека в дошкольное учреждение, затем школа, ссуз или вуз, устройство на работу и далее обустройство уже своих чад. На каждой из этих жизненных ступеней человек сталкивается с вопросами, связанными с коррупцией. Искать выход из этого круга можно и нужно, начиная с образовательных учреждений, так как человек начинает формироваться как личность практически сразу после рождения.

Система образования имеет сейчас большое количество проблем, но есть ряд вопросов, которые нужно решать хотя бы сегодня. Дефицит дошкольных учреждений, профессионализм преподавателей в гимназиях и лицеях, в ведущих вузах, падение престижа и уровня подготовки в среднеспециальных учебных заведениях, перенасыщение сферы получения высшего образования вузами и при этом очевидная нехватка квалифицированных специалистов, нежелание молодых специалистов работать после окончания вузов по специальностям, связанным с преподаванием в школах, в вузах, отсутствие заинтересованности в научно-исследовательской работе. Незащищенность в социально-экономических вопросах - небольшая зарплата, отсутствие обеспечения жилищными условиями.

Все это создает почву для коррупции и для прихода в учебные заведения, на предприятия, в государственные структуры недостаточно подготовленных или не обремененных моральными устоями специалистов.

Есть и ряд других вопросов, решение которых поможет минимизировать проблему коррупции. Например, каким образом общественность может и должна влиять на работу государственных органов и чиновников? Здесь роль независимых СМИ очень важна. Необходимо решать вопросы о жестком отборе при поступлении претендентов на госслужбу и на другие ответственные должности по профессиональным и морально-психологическим качествам, о качественном проведении аттестаций, о прозрачности деятельности чиновников, о возможности всенародного обсуждения законопроектов (хотя бы ключевых нормативных актов).

И, наконец, изменение системы наказаний за коррупционные преступления, то есть уход от санкций, связанных только с лишением свободы, в направлении наказаний материальных, кратных взятке.

Эти вопросы не новы, но подходы к их решению часто поверхностны, неадекватны действительности. Бывает так, что «наверху» нашли хорошее нужное решение, но, дойдя до «низов», оно искажается и теряет свой смысл.

Бороться с причинами коррупции надо системно и в комплексе, так как меры, принятые в одном направлении, будут неэффективны и бесполезны. Например, если решать вопросы воспитания правовой культуры только в сфере образования, то молодое поколение, выйдя в жизнь и сталкиваясь с реальностью, переосмыслит все происходящее, причем не в положительную сторону. А если решать эти вопросы, начиная только со стадии трудоустройства, то может быть уже поздно. Но я уверен в одном - что без их решения наше будущее представляется пока весьма смутно.

Александр КИМ, Костанай