Вот новый поворот. Что он нам несет?

Надежда КОВАЛЬСКАЯ

Законопроект «О дорожном движении»: плюсы, минусы и вопросы

О чем говорят водители? О возможной отмене техосмотра и доверенностей на вождение авто, наказаниях для «агрессивных ездюков», скидках на штрафы... В общем, о тех ноу-хау, которые готовит нам проект Закона «О дорожном движении», презентованный Комитетом дорожной полиции РК в середине февраля. Попробуем разобраться - что из всего этого правда, а что - плод возмущенной фантазии отдельных автомобилистов.

Законопроект представили широкой публике 12 февраля. Как заявил начальник управления координации обеспечения безопасности дорожного движения КДП МВД РК Канат САДВАКАСОВ, необходимость в нем уже назрела. Закону «О безопасности дорожного движения», которым мы сейчас руководствуемся, исполнилось 16 лет. Пора бы и на покой, тем более что по многим пунктам он уже давно устарел. В проекте Закона «О дорожном движении», который вскоре займет место своего предшественника, постарались учесть «веяния времени». Вот только не всем это пришлось по вкусу.

Для особо «агрессивных»

Пожалуй, одной из самых обсуждаемых стала новость о том, что дорожная полиция рассматривает введение в закон нового термина - «агрессивная езда». Автором идеи стала Генеральная прокуратура. Дорожный же комитет благосклонно принял предложение и пообещал его рассмотреть со всех сторон. Вот только критериев этого понятия толком никто из государственных мужей объяснить не смог. Вот это-то и насторожило общественность.

- Агрессивная езда - это недоказуемо, - считает директор автошколы «МАИ-авто» Александр МИХЕЕВ. - Во-первых, неизвестны критерии. Что значит агрессивная езда? Превышение скорости? В ПДД есть соответствующий пункт. В итоге каждый инспектор может интерпретировать это по-своему. Появляется новая лазейка для коррупции. Во-вторых, если вас кто-то «подрезал», чтобы доказать это, необходимо несколько свидетелей либо запись с видеорегистратора. Отсюда вывод: придется вводить обязательное наличие в автомобилях видеорегистраторов. Иначе какой во всем этом смысл?

Директор костанайского филиала Союза водителей транспортных средств РК Оразбек ЕРУБАЕВ считает, что нововведение бессмысленно чисто психологически.

- Стиль вождения зависит от психологии водителя, - рассуждает Ерубаев. - Лихачат же в основном не опытные автомобилисты, а молодежь, которая делает это ради адреналина. Психологию человека не переделать.

К слову, в России тоже неоднократно поднимали такой вопрос, но широкого отклика он так и не нашел. Ни в одной стране СНГ нет такого понятия, как «агрессивная езда».

Откуда же наши законодатели вытащили такой интересный термин? Все просто -  подсмотрели у более прогрессивных Европы и США. Reckless driving (безрассудное вождение) - это несоблюдение дистанции, стремление согнать с полосы впереди идущую машину и т. д. К слову, в демократичных США за «агрессивную езду» штрафуют на сумму до $1 000 либо арестом до 90 суток. Сурово, но действенно.

Доверяй, но проверяй

Не меньший ажиотаж среди тех, кто не привык передвигаться на своих двоих, вызвало согласие Комитета дорожной полиции РК на рассмотрение вопроса об отмене техосмотра для легковых автомобилей. Только мы привыкли, что все это хозяйство перешло в частные руки, как бац - и новый поворот. Впрочем, водители легковушек как-то даже обрадовались - мороки меньше.

- Отменят так отменят, - говорит таксист Владимир БАКУШЕВ. - Я лично даже облегчение испытаю. Все равно, даже если машина не в лучшем состоянии, можно заплатить и сделать ее на бумаге вполне себе исправной. А те, кому надо, и так будут машину содержать в порядке.

Точку зрения некоторых водителей ой как не разделяют компании, производящие техосмотр. И дело не только в том, что они потеряют большую часть своих клиентов.

- Те, кто внес такое предложение, якобы опираются на опыт европейских стран, - говорит начальник Центра технического осмотра костанайского филиала АО «Национальный центр экспертиз и сертификации» Даулетхан ДАРМЕНОВ. - Но ведь наша страна не настолько развита. В Европе люди действительно сами следят за состоянием своих автомобилей, регулярно посещают СТО. А здесь каждый сам себе мастер. Запчасти дорогие, поэтому дешевле ничего не делать. Заезжать на СТО, чтобы получить квалифицированный осмотр транспортного средства, тоже редко кто будет. У нас ведь как? Пока все колеса не отвалились, люди ездят. Особенно это касается поселков. А ведь водители из деревень часто выезжают на трассы, где состояние их автомобиля может стать причиной смерти для них самих и других людей. У нас менталитет другой: если никто не проверяет, то ничего и не нужно делать.

Мажилисмены также предлагали отменить и доверенности на автотранспорт, однако такая идея заглохла, не достигнув своего апогея. Дорожные полицейские решили, что не готов еще наш менталитет к таким потрясениям.

Всем скутерам - по номерам

А теперь о том, чего не вырубишь топором. То есть о положениях, которые сейчас реально существуют на страницах проекта Закона «О дорожном движении». Начнем с самого простого - введения новых образцов водительских удостоверений, которые будут иметь семь категорий: А, В, С, D, BE, CE, DE и шесть подкатегорий: А1, В1, С1, D1, C1E и D1E. Директора автошкол в один голос заявляют: вот это жирный плюс!

- Очень радует, что взялись наконец за владельцев мокиков, так называемых скутеров, - говорит директор ТОО «Водитель АВС» Юрий КУЗНЕЦОВ. - Сейчас они вне закона. На скутеры садятся дети, порой даже не достигшие 14 лет. Они ездят без номеров, без шлемов. Правил дорожного движения скутеристы не знают, ездят как хотят. А если случается авария с участием водителя скутера и водителя автомобиля, то виноватым, независимо от ситуации, останется последний. Давно нужно было узаконить всю эту армию. В проекте закона специально для них появилась подкатегория А1. С его введением владельцы скутеров обязаны будут проходить обучение в автошколах и регистрировать свой транспорт в дорожной полиции.

Кроме скутеристов, «узаконены» будут снегоходы, трициклы и квадроциклы. По словам Кузнецова, хорошо бы еще, чтобы электронный чип, вмонтированный в водительские права, заработал. Сейчас электронная начинка, по сути, служит всего лишь украшением. А по задумке в чипах должна содержаться вся информация о владельце удостоверения - количестве правонарушений и пр. Кроме того, в каждой патрульной машине должен стоять специальный терминал, считывающий эту информацию. Но, увы и ах, пока инспекторы, поймав правонарушителя, действуют по старинке: запрашивают сведения по рации в дорожной полиции.

Ну что, государство, поторгуемся?

Ну и, естественно, не смог обойти законопроект и штрафы. Причем, как вы уже догадались, меняться они будут не в сторону уменьшения.

- Это все непродуманно, - считает председатель ОО «Общество содействия автомобилистам» Руслан ЛАЗУТА. - Почему в рабочую группу по обсуждению законопроекта не приглашали общественные объединения? Я вот, например, считаю, что нынешние штрафы и так немаленькие. Если сейчас минимальная взятка дорожному полицейскому составляет 2 000 тенге, то сколько она  будет составлять после увеличения штрафов? Конечно, инспекторы возьмут меньше суммы штрафа, с ними выгоднее договориться на месте. Но к чему тогда такие меры? Это делается не для водителей, а против них.

Но это еще не все. В законопроекте прописан один тонкий момент. Если водитель заплатит штраф в первые сутки после правонарушения, ему скидка - 50%. Если же в течение 7 дней - 30%. Директор ТОО «Водитель АВС» Юрий Кузнецов называет такие меры «торговлей государства с правонарушителями». Ведь это действительно идет на руку лихачам. То есть таким образом они как бы даже получают премию за свои чудачества на дорогах. Директор автошколы «МАИ-авто» Александр Михеев справедливо замечает, что эта норма не имеет никакого отношения к участникам дорожного движения, она вписана исключительно для государства - чтобы казна пополнялась.

Ударим аудитом по проблемам!

Итак, мы подошли к самой весомой, судя по количеству отведенного ей места в законопроекте, норме - введению аудита безопасности дорожного движения. Если на пальцах, все это выглядит так. Некая частная организация берет на себя функции аудитора. Это дает ей право на проведение экспертиз дорог на разных стадиях технологической готовности, чтобы заранее оценить риски ДТП. То есть аудитор будет выявлять дефекты, допущенные планировщиками, проектировщиками, строительными подрядчиками и эксплуатационными службами. Согласно нормам законопроекта, аудиторы вправе осуществлять проверки на стадиях обоснования (планирования), эскизного проектирования, детального проектирования (рабочего проекта) строительства новой дороги и эксплуатации действующей дороги. В компетенцию аудиторов входит и контроль за качеством сборки и эксплуатации новых транспортных средств. Большинство специалистов считают, что это нововведение своевременно, как никогда. Мало того, это давно уже надо было сделать.

К слову, аудитором сможет стать не каждый. К аттестации допускаются лица, имеющие высшее образование и трудовой стаж не менее 5 лет в сфере обеспечения безопасности или организации дорожного движения.

Если хорошенько вчитаться в законопроект, можно заметить, что Комитет дорожной полиции активно делится частью своих обязанностей с ближними - минздравом, минобром, местными исполнительными органами. Дескать, бороться за безопасность на дорогах нужно сообща. Госорганы пока никак не отреагировали на возможное приобретение дополнительных обязанностей. Может, просто потому, что пока не почувствовали ее груз? Как бы то ни было, обсуждение закона еще идет полным ходом. У общественных организаций, кстати, еще есть время вмешаться. Вот только будут ли их предложения услышаны? Крепче за баранку держись, шофер!

Что нужно изменить в законодательстве, чтобы дороги стали безопаснее?

Кайрат ОРДАБАЕВ, заместитель начальника управления дорожной полиции:

- Законы и нормативно-правовые акты, регламентирующие безопасность дорожного движения, в нашем государстве вполне успешно работают. Поэтому особых изменений законодательство в этом плане не требует. Комитетом дорожной полиции РК разработан проект Закона «О дорожном движении», который сейчас широко обсуждается. Я считаю, что введение в закон термина «агрессивная езда» скажется положительным образом, поскольку такая мера может дисциплинировать водителей. Но прежде всего нужно воспитывать в автомобилистах культуру вождения, чтобы участники дорожного движения больше уважали друг друга. Конечно, Костанайская область по сравнению с другими регионами в этом плане выглядит лучше. Но водителям не следует забывать, что прежде всего нужно начинать с себя.

Виктор МУЩИНСКИЙ, директор ТОО «Жарык Жол-1»:

- Если поднять статистику, то большинство ДТП с участием пешеходов происходят на нерегулируемых пешеходных переходах. Я имею в виду те, которые не оборудованы светофорами, а только ограничены знаками. Люди переходят дорогу, разговаривая по сотовому телефону, с наушниками в ушах и не обращают внимания, останавливается транспорт или нет. Я сам лично постоянно сталкиваюсь с такими случаями. Так вот, чтобы увеличить безопасность на дорогах, нужно разработать в законе такие положения, чтобы на не сильно загруженных дорогах делать как можно меньше нерегулируемых пешеходных переходов. Я считаю, что так будет гораздо безопаснее и для водителей транспорта, и для пешеходов.

Малика ТЮЛЕМИСОВА, директор ТОО «Султан»:

- Я считаю, что в законодательство необходимо внести ответственность для организаций, которые осуществляют очистку дорог. Я сама езжу за рулем и вижу, какие колеи у нас на дорогах. Кроме того, рабочие не вывозят снег, а скидывают его прямо на обочины. Результат плачевный - пешеходы по этим буграм скатываются прямо под колеса движущегося транспорта. Кто в этом случае виноват? Не пешеход же и не водитель. У служб, которые занимаются чисткой дорог, есть обязанности, они выиграли тендер, наконец. Так почему же они не выполняют их? Мы, например, возле своей организации сами чистим, потому что заботимся о своей безопасности и безопасности наших клиентов. И еще такой момент. Я думаю, что необходимо в разы увеличить штрафы. Чтобы даже мысли не возникало что-то нарушить. Вот в Европе, например, за нарушение ПДД грозит штраф в тысячи евро. Поэтому там нарушать просто невыгодно. На дорогах в европейских странах не стоят полицейские с палочками, потому что на каждом шагу камеры. Человеку потом просто приходит по почте «желтый конверт». Нарушителю не позавидуешь - суммы просто огромные.

Руслан ЛАЗУТА, председатель ОО «Общество содействия автомобилистам»:

- Закон, который действует сейчас, по сути, неплох. Его нужно только исполнять, тогда и с безопасностью на дорогах будет все в порядке. Я всегда говорю людям, которые обращаются в наше общество: «Ребята, начните с себя - не нарушайте Правила дорожного движения, не давайте взятки дорожным полицейским...» Это же так просто! Нужно воспитывать в людях культуру вождения с самого раннего возраста. Начинать учить этому еще в детском саду, потом в школе все это закреплять. Тогда через энное количество лет этот водитель не станет подвергать опасности себя и других участников дорожного движения. Но никакие законопроекты, какие бы высоколобые люди их не принимали, ничего не изменят, пока мы не изменимся сами. Увеличат штрафы? Пожалуйста, народ больше будет давать взяток, потому что «развести» на дороге с полицейским всегда дешевле.

Вадим СОБОЛЕВ, юрист:

- Меры наказания нужно ужесточать. Особенно это касается водителей, которые садятся за руль в состоянии алкогольного опьянения. Не на всю жизнь лишать их прав, конечно, но, на мой взгляд, к ним сейчас слишком лояльно относятся. А у нас менталитет такой: если мягко наказывают, мы продолжаем делать то же самое. К пьяным водителям у нас применяются статьи 468 и 462 Административного кодекса. А вот статьи 296 и 297 Уголовного  практически - очень редко. Я считаю, что уголовная ответственность должна априори наступать, если в ДТП с участием нетрезвого водителя хоть кто-нибудь пострадал. Также необходимо обратить особое внимание на пешеходов. В действующем законодательстве за переход дороги в неположенном месте существует штраф в размере 5 МРП. Но на практике административные протоколы на пешеходов составляются редко. Итог мы все видим: дорогу перебегают где хотят и как хотят.