Восточные сказки по-узбекски

Надежда КОВАЛЬСКАЯ

В стране голубых куполов, дешевых товаров и повальных взяток

Крупные торговые центры Великого шелкового пути и через тысячи лет сохранили гостеприимно-базарный колорит и тонкое восточное очарование. Время лишь немного подшлифовало Бухару, Коканд и Самарканд, слегка разбавив древнюю архитектуру новыми постройками, пустив по улицам автомобили и воспитав во всех госслужащих независимо от ранга неугасающую страсть к мздоимству.

«Ты нам дай от души»

В Узбекистан Дмитрий ПЕРЕВОЗЧИКОВ отправился на машине в конце ноября, когда в наших краях  установился крепкий, как говорят в народе, дубак. Тем приятнее было оказаться на тысячи километров южнее. Узбекистан встретил Дмитрия сказочной погодой: легким дождем и температурой +14.

Если театр начинается с вешалки, то государство с таможни. Дмитрий был несколько удивлен, увидев вместо шлагбаума глухой забор и прочитав в глазах приветливо улыбающихся таможенников  требовательное «Дай!»

- Увидев, что таможенник протягивает мне руку, я немного растерялся, - рассказывает Дмитрий Перевозчиков. -  Но, оказалось, что они со всеми так здороваются. Причем не только таможенники, но и гаишники на улицах, когда нарушителей останавливают. Поздоровавшись, таможенник сразу спросил: «Сколько тебе не жалко?» Я сначала не понял, о чем он, и в ответ: «Сколько чего?» А он: «Ты нам дай от души» и показывает жестом, чтобы я ему денег дал. Я достал мелкую купюру, а он говорит: «Мало!» Я дал побольше. А потом началось - дай здесь, дай тут...

Раздав «там и тут», Дмитрий отправился дальше. Кстати, если у вас проблемы с нервами, путешествие по Узбекистану на машине вам противопоказано. Местные водители предпочитают ездить так, как будто они одни на дороге. Узбеки никогда не пропускают друг друга, «слепят» фарами и как будто принципиально игнорируют правила дорожного движения. По пути Дмитрию попадалась куча заправок, но вот парадокс - почти все не работают. А на тех редких, которые открыты для страждущих, очереди, как в Мавзолей.

- Топливо там продают в пятилитровых баклажках по двойной-тройной цене, - объясняет Дмитрий. - Бензин очень дорогой. Поэтому в основном ездят на метане. И это не единственная проблема Узбекистана. Не хватает газа, постоянно отключают электричество. Крупные города живут богато, а вот в более мелких населенных пунктах уровень жизни откровенно низкий.

Особенности национального характера

Один из древнейших городов мира - Коканд - оказался сплошным восточным базаром. Здесь было все: от китайских носков до национальных лакомств. Причем большинство товара пестрело этикетками Made in China - сказывается близкое соседство с Поднебесной. Еще одна особенность узбекских базаров (уже приятная) - все очень дешево и в огромном ассортименте. На прилавках громоздятся эвересты из местных ароматных лепешек, разложены ломти сыра и рассыпан курт. Всю эту вкуснотищу продавцы охотно дают попробовать.

Вообще, узбеки довольно милые и гостеприимные люди. Дмитрий ездил к друзьям, которые живут в деревушке Какыр под Кокандом, и не переставал удивляться радушности коренного населения:

- Люди ходят в гости без приглашения, собираются целыми домами. Подружиться с узбеками - проще простого. Если ты был дома у одного человека, то потом можешь еще неделю ходить по гостям. Особый почет старикам. По определенным дням старшее поколение собирают в местной мечети на плов. Кстати, плов отменный. Я нигде не пробовал такого плова. Если собирается большая компания, то готовят его в больших казанах на 15-20 литров на улице прямо на костре. Такой плов очень отличается от того, что делают на плите. У него совсем другой вкус.

Многовековая архитектура

В Самарканде Дмитрий смог оценить все великолепие древней восточной архитектуры. Вот только «древней» ее назвать язык не поворачивается - роскошные здания с голубыми куполами выглядят, как новые, настолько часто их реставрируют. Главная достопримечательность Самарканда - площадь Регистан, на которой располагаются три медресе: Улугбека, Шердор и Тилля-Кари. Там же - знаменитый мавзолей Шейбанидов. Чтобы увидеть всю эту красоту изнутри, нужно заплатить. Вот тут Дмитрия жал неприятный сюрприз.

- Оказалось, что местным за вход нужно заплатить 10 рублей (около 50 тенге), а иностранцам - 150 (около 750 тенге), - рассказывает Дмитрий. - Не то, чтобы мне было жалко денег. Просто неприятно удивило разделение - на местных и неместных. В общем, внутрь мы принципиально не пошли - прогулялись по окрестностям.

Бухара, возраст которой насчитывает более 4 000 лет, похожа на один большой музей. Там Дмитрий побывал возле знаменитого минарета Каляна, который является самой выдающейся достопримечательностью в городе. Его высота составляет более 46 метров. Давным-давно минарет служил маяком для идущих в Бухару караванов с товарами. С минаретом даже связана красивая легенда. Поговаривают, когда на Бухару напали войска Чингисхана, с головы великого полководца слетела шапка, когда он поднял голову, чтобы получше рассмотреть сооружение. Со словами «Такой великий, что самого меня заставил шапку снять!» Чингисхан приказал не рушить минарет.

Лучше - не в сезон

Переночевать Дмитрий и его друзья решили в самой живописной старой части города. В гостинице в пересчете на наши деньги постояльцы заплатили по 2 500 тенге. Для номера со всеми удобствами, кондиционером и включенным завтраком да еще и в центре города - это не цена.

- В Узбекстан лучше всего ехать, когда там не сезон, - говорит Дмитрий. - Например, в ноябре, там еще вполне тепло, но гостиницы не забиты, больших толп на улице нет и цены заметно ниже: и на сувениры, и на проживание, и на разные экскурсии, и на еду. В кафе, кстати, очень демократичные цены и просто огромные порции. Мы, например, брали всегда по полпорции и объедались. Причем все было очень вкусно. Меня лично поразил компот из черешни, который я там пил. Для нас - это непозволительная роскошь, потому что стоит даже в сезон очень дорого.

Дмитрий - большой любитель лыжного отдыха, поэтому просто не мог не заехать на обратном пути на Чимган и Бельдерсай. Это одна из высочайших вершин западного Тянь-Шаня. Съехать на лыжах со склона Дмитрию не удалось - трассы еще не были готовы. Но захватывающая дух первобытная природа Тянь-Шаня с лихвой компенсировала это упущение.