Благие намерения или намеренное надувательство?

Анатолий ТИХАНОВСКИЙ, ng@ng.kz

Не дай бог, чтобы бизнес так относился к законам, как это делает государство

Ассоциация содействия предпринимательской деятельности в Костанайской области направила запрос кабинету министров. Костанайские предприниматели хотят понять,  почему правительство, министерство финансов в частности, легко жонглирует налоговым законодательством. При этом ничего не объясняет тем, кто налоги платит.

Нет, нет и нет

На «интересный» факт обратил внимание исполнительного органа ОЮЛ «АСПреДКО» один из активных членов ассоциации, костанайский предприниматель Анатолий Дирксен. Правительство РК в 2008 году, разрабатывая очередную новую редакцию Налогового кодекса РК (он у нас, к сожалению, непозволительно часто меняется, что затрудняет бизнесу работу с налоговыми органами), заложило в статье 147 НК РК очень хороший посыл. А именно: установило этой статьей, что корпоративный налог субъектов, подпадающих под действие НК РК, будет равен 15%. При том, что до введения этой редакции Налогового кодекса, был 20%.

Предприниматели возрадовались этой перспективе, строили планы, рассчитывая свои финансовые возможности с учетом новой ставки КПН.

Однако, принимая закон о введении в действие новой редакции Налогового кодекса РК образца 2008 года в декабре того же года, статьей 4 этого закона обещанное в статье 147 НК РК снижение налоговой нагрузки было временно приостановлено. По неведомой нам до сих пор причине. В законе записано, но тут же другим законом приостановлено. Оказывается и так можно!

Причем  было установлено так: до 1 января 2010 года - 20%, а с этого числа и до 1 января 2011 года - 17,5%. Ну а с 1 января 2011 года, следовательно, приостановление действия статьи 147 НК РК (там, где про 15% говорится) кончается, и она вступает в силу в редакции 2008 года в полном объеме. То есть уровень налогообложения по КПН устанавливается в 15%, как и предполагалось изначально.

Как события разворачивались на самом деле? Исполнили ли правительство, налоговые органы закон? Нет. У нас налог снизился до 15% с 1 января 2011 года? Нет. Может быть, налог снизился с какого-нибудь другого числа?  Нет, так и остался на уровне 20%. Вводился промежуточный налог в размере 17,5%, как было записано в законе? Нет. А почему так? Ведь речь идет о законе.

Гвоздь в крышку гроба

Однако история с данным и тут же отозванным обещанием имела продолжение. И не в пользу налогоплательщиков. В очередной новой редакции Налогового кодекса РК от 2009 № 200-IV инициаторы еще раз изменили свои намерения 2008 года и пошли еще дальше. Установили этим законом, что приостановление действия статьи 147 НК РК (помните, речь о 15%) продлевается уже до 1 января 2013 года, а потом до 1 января 2014 года будет действовать уровень корпоративного налога в 17,5%, а уж потом речь может пойти о 15%.  Вот ведь как легко слово дать, поманив большими перспективами, а потом эдак временно-временно его забрать лет на пять!

Но и это не все, как оказалось. Этим же законом втихую изменили и саму статью 147 НК РК, где записали, что уровень корпоративного налога в Казахстане - 20%! Про 15% забудь, налогоплательщик.

Ну а логично и аккуратно забили последний гвоздь в гроб обещанного снижения корпоративного налога законом РК № 356-IV в 2010 году, которым статью 4 о приостановлении действия статьи 147 НК РК отменили вовсе, как и было до инициатив 2008 года. Кстати! В тот же период декларировали снижение ставки налога на добавленную стоимость с 13% до 11%, но как установили в 2009 году 12%, так на этом все и кончилось.

Все ушло в гудок

А ведь все эти годы с самых высоких трибун на весь белый свет вещали, что непомерные налоги, которые существенно мешают частному предпринимательству, в том числе МСБ, развиваться, будут снижены существенно, и все якобы к этому идет. Налогоплательщики поверили. А как не поверить, если обещания были в свое время облечены в форму закона, а закон, как известно, обязателен к исполнению всеми. Оказывается, не так.

Если ситуация изменилась, закон можно быстренько, и уже, конечно, без велеречивых заявлений на публику, изменить в нужную сторону. И все! Делов-то! Дали в 2008 году громкий гудок про снижение корпоративного налога и налога по НДС, чтобы все слышали и отметили этот благородный жест. Но... весь порыв в гудок и ушел. Как тут не вспомнить народное на эту тему: «Главное прокукарекать, а там хоть не рассветай!»

Почему же все-таки КПН не снизили, хотя записали это в закон прямого действия, каковым является кодекс? Ответ, с некоторой натяжкой, напрашивается сам собой - кризис мировой грянул некстати. Вот его у нас и заткнули теми суммами налогов, которых с 1.01.2011 года быть не должно. Тут не до снижения налогов было. Может быть и так, но тогда выходит, что все-таки есть объективные причины и обстоятельства, по которым закон можно и не выполнять? И помалкивать об этом? Хорошенькое дело! А к самим предпринимателям МСБ и иным плательщикам налогов, рядовым гражданам и юридическим лицам, тоже применяется это обстоятельство? Ну, кризис, например, у них лично или еще какое-либо личное ЧП, не позволявшее кому-то из них на данном этапе рассчитаться с налогами? Что-то такого в практике не припоминается. С простыми налогоплательщиками поступают в любом случае по всей, как говорится, строгости. Да еще потом в ведомственных отчетах со злорадством известят на весь белый свет, что столько-то у нас «выявлено» стараниями мытарей недобросовестных предпринимателей, на которых за несвоевременную уплату или вовсе за неуплату налогов наложены такие то миллионные штрафные санкции в пользу государства, что в пору им вовсе разориться. Да и разорялись,  и разоряются. Газеты практически ежедневно пестрят сообщениями о прекращении деятельности предприятий МСБ.

Разные мысли и суждения возникают при таком состоянии законности, налогообложения в частности, но, может быть, есть какие-то глубинные и обоснованные причины этой ситуации, о которых мы не знаем? Может быть и так. Расскажите, объясните, растолкуйте, не водите за нос. Очень некрасиво вот эдак «вешать морковку перед мордой осла», чтобы он к ней тянулся, тащил воз, но получил (если еще получит вообще!) ее только тогда, когда погонщик решит.

В кабинет министров мы запрос на эту тему направили. Но может, и местные налоговые органы публично, через СМИ, озвучат свою версию данной ситуации с налогообложением?

Рисунок Батырбека ДЖУЗБАЕВА