С 1 июля 2012 года государство будет работать с предпринимателями только в электронном формате

Куат Султан: «Преимущество электронных госзакупок в том, что поставщики могут участвовать в них отдаленно»

Ольга ГОРАЙ

С 1 июля 2012 года вступают в силу изменения внесенные в закон «О госзакупках».

Нововведения – обязательный переход на электронный формат и внедрение аукциона. Также усовершенствован электронный конкурс: сокращены сроки его проведения с 30 до 20 дней, предусмотрено автоматическое вскрытие заявок и автоматическое подведение итогов. Способом ценовых предложений теперь можно проводить госзакупки, только если годовая сумма закупки товара не превышает 4 000 минимальных расчетных показателей. О том, как приживаются у нас нововведения и чего от них ждать предпринимателям, «НГ» рассказал директор департамента методологии электронных закупок ТОО «Центр электронной коммерции» КуатСултан.

- Какие преимущества получат предприниматели с переходом на электронный формат госзакупок?

- Преимущество в том, что предприниматели в части электронных процедур смогут удаленно участвовать в госзакупках. Не будут привязаны к месту проведения госзакупок. Мобильность, экономия времени и затрат, так как все документы подаются в электронном формате, кроме банковских гарантий. Но главное преимущество в том, что закупки в электронном формате проводятся открыто и прозрачно на едином веб-портале. Нет закрытости. Заказчики не встречаются с поставщиками. Общение с комиссией происходит через веб-портал, на веб-портале публикуются протоколы. Исключается человеческий фактор.

- В Казахстане внедряется способ аукциона, расскажите, как он будет действовать?

- Аукцион уже действует в России. В Казахстане его вводят в соответствии с документами, которые были подписаны тремя странами в рамках единого экономического пространства. Первым этапом проводятся электронные торги. Поставщики в открытой конкурентной борьбе снижают свои цены (аукцион ведется на понижение по голландскому методу) и в результате определяется победитель. После онлайн торгов идет процедура квалификационного отсева. Изучаются все документы – устав, справки из банков, налоговые справки, сведения о квалификации. Слабая сторона в том, что торговля по цене не является завершающим этапом. После проведения торгов люди могут вмешаться и повлиять на то, что победитель аукциона не будет являться таковым, потому что у него что-то не то с документами. Было бы правильно вначале провести отсев, а потом - торги. Но мы внедряем существующую российскую схему, чтобы предпринимателям трех стран было легче работать на платформах. Может, в дальнейшем, мы с российскими коллегами выработаем другую схему аукциона.

- В Казахстане наиболее популярен способ ценового предложения, приживется у нас способ аукциона?

- Сейчас три конкурентных способа: ценовое предложение, электронный конкурс и аукцион. Выбор способа закупки после изменений в законе прост. Если годовая сумма, выделенная на товар, не больше 4000 МРП, то проводить госзакупку разрешено способом ценовых предложений. Если сумма выше, то применим аукцион или электронный конкурс. Но, аукционы проводятся на ограниченные товары, которые содержатся в перечне, утвержденном постановлением Правительства. В остальных случаях нужно проводить электронные конкурсы. Их слабое место в том, что цена подается один раз. И поставщики не могут ее после подачи заявки снизить. Было бы логично соединить электронный конкурс с аукционом, сделать онлайн-аукцион вторым этапом конкурса. Но пока это невозможно.

- В Казахстане уже проводились аукционы?

- Первый пилотный аукцион уже объявлен Министерством финансов. Но он еще не завершился. Как только он пройдет, будем внедрять аукционы в масштабах страны.

- Смогут ли с 1 июля наши поставщики участвовать в госзакупках России и Беларуси?

- У каждой из трех стран есть свои электронные площадки. Механизм взаимодействия будет только с помощью электронных ключей. Наши поставщики, получив казахстанский ключ, будут иметь возможность зайти на российскую площадку и там участвовать в госзакупках. Но технология пока не налажена. Сейчас ведется работа, чтобы гармонизировать ключи, выдаваемые в разных странах. Пока система не налажена, наши поставщики могут участвовать в госзакупках России и Беларуси, создав совместное предприятие, либо открыв у них в стране свое представительство, чтобы получить ключ их страны.

- В связи с единым экономическим пространством какие изменения ждут предпринимателей к 2014 году?

- К 2014 году в Казахстане перестанет работать понятие «казахстанское содержание». Сейчас казахстанские производители у нас в стране имеют преимущество по цене перед российскими. Если российские и казахстанские производители предлагают одинаковые цены, то выигрывает местный производитель. Для них действуют скидки. А с 2014 года поставщики российские и казахстанские будут в равных условиях. Это приведет к ужесточению конкуренции, к сотрудничеству, созданию совместных предприятий между поставщиками разных стран.

- Каковы результаты работы системы государственных закупок?

- В Казахстане на электронном портале зарегистрировано порядка 80 000 поставщиков и 20 000 заказчиков. С внедрением госзакупок, с 2008 года, сэкономлено 6 млрд тенге бюджетных средств. С внедрением электронных закупок экономия увеличивается. Конкурируют уже не 2 фирмы, а 4-5. Они цены снижают, и бюджетные деньги экономятся. Предприниматели начинают работать по законам рынка. На второй план отходят неформальные договоренности, возможность коррупции. Бизнес учится сотрудничать с государством.