Надо прыгать выше головы?

Асель ЕРЖАНОВА: «Надо ездить на выставки, сравнивать себя с другими, учиться...»

Галина КАТКОВА

Костанайцев на этот раз не будет на знаменитой выставке в Германии

С 20 по 29 января 2012 года в Берлине пройдет Международная «Зеленая Неделя». Это выставка продовольствия, сельского хозяйства и садоводства, одна из крупнейших в Европе. К ней обычно бывают приурочены встречи министров сельского хозяйства нескольких десятков государств и топ-менеджеров ведущих аграрных и пищевых концернов мира. В 2009 году в «Зеленой Неделе» участвовали компании из Костанайской области. 

Не выставляемся, однако

И сегодня стоит «забить» в Яндексе поисковый запрос «Зеленая Неделя», новости», как сеть выбрасывает ссылку, в которой сразу читаются названия «Агрофирма «Диевская» и «Казахстанский страус». Тогда сразу две компании из Костанайской области приняли участие в выставке-ярмарке. Ее масштабы характеризуются несколькими красноречивыми цифрами: до 1500 экспонентов, 40-55 стран-участников, 41- 42 млн евро выручки за проданные товары. Это уже в 2009-2010, вполне кризисных годах.

Но в этом году наших в Германии не будет. Диевцы предложение участвовать получили, но на этот раз отказались, ТОО «Казахстанский страус» тоже не   едет - предприятие изменило вид деятельности, мясопереработкой больше не занимается, сосредоточилось на производстве племенной птицы и яйца.

А больше желающих не нашлось. И не только в области.

- В целом по Казахстану участников мало, - говорит руководитель аналитической группы ТОО «AgroConsult.Kz» Асель ЕРЖАНОВА. - Даже несмотря на льготы, которые нам предоставила выставочная компания Messe Berlin GmbH: прием заявок для всех завершился в августе, а для нас он был продлен до ноября включительно. Едет «кондитерка» - алматинский «Рахат». Еще среди участников - компания, которая производит изделия из кожи, действительно оригинальные, которые можно демонстрировать с надеждой, что они обратят на себя внимание. Что еще наши производители могли бы повезти? Колбасные изделия, мясные деликатесы - нет, пожалуй. Ну, может быть казы. Думаю, мы могли бы познакомить гостей «Зеленой Недели» с тем, что такое кумыс, тан. Но вот побоялись наши предприниматели. Хотя турки успешно продают айран в Германии. Я пробовала, не понравился. Наш вкуснее, но продают они. Думаю, наш айран если так же упаковать в порционные стаканчики, нашел бы своего покупателя... Мне кажется, у нас в Казахстане, образно говоря, потолки низкие, и сделать их выше мы боимся. А нам при наших возможностях и ресурсах надо стремиться прыгнуть выше головы.

Людей посмотреть

На выставку можно ездить не только участником, но и членом делегации. Это, по мнению Ержановой, полезный статус. Если задача участника - себя показать, продвинуть  продукцию, дать попробовать, то цель компаний в составе делегации - как можно внимательнее «людей посмотреть», чему-то научиться. Их статус также позволяет работать на выставке - задавать вопросы, которые гарантированно будут услышаны, и получать ответы, например, о технологических тонкостях производства продукции. Для делегаций устраиваются также специальные мероприятия. Конечно, если вы не новичок на подобных форумах, можете и в качестве туриста почерпнуть массу нужной информации. Но если опыта нет - лучше действовать в рамках представительства страны.

- Будет глобальный форум министров сельского хозяйства, которые намерены обсуждать проблемы обеспечения продовольственной безопасности на межстрановом уровне, - говорит Ержанова, - значит, можно там побыть, оценить перспективы рынка сельского хозяйства, сориентироваться, что стоит производить, а на что цены будут падать, или куда что лучше сбывать, где какой дефицит возможен. Ну и, наконец, выставки такого класса просто показывают, на каком мы уровне, на что можем претендовать, к чему стремиться в развитии.

А еще бы контракт

Об оценке своего потенциала говорил, вспоминая участие в «Зеленой Неделе», директор ТОО «Казахстанский страус» Юрий РЕХЛИНГ:

 - Для любого это полезно. Мы же, работая, замыкаемся, мало что замечаем вокруг. А на выставке фермеров из других стран увидишь уровень того, что они производят, оценишь, можно опытом обменяться, какую-то стратегию развития для себя выработать, - считает он.

У руководителя мелькомбината ТОО «Агрофирма «Диевское» Олега ДАНИЛЕНКО свой взгляд на выставочный вопрос. Агрофирма достаточно активно экспонируется. За последние несколько лет, кроме «Зеленой Недели», участвовала в крупной выставке в Милане, а в марте этого года в Международной выставке World Food Uzbekistan-2011 в Ташкенте.

- Соотнести свой уровень с другими - это важно. Но нас, экспортеров муки, еще интересует и такой эффект от участия в выставках, как заключение контрактов, - говорит Даниленко. - И пока именно с этой точки зрения европейские выставки для нас не очень результативны. В Италии с одной из фирм-участниц мы даже подписали протокол намерений, но потом посчитали транспортные расходы, вышло, что сделки абсолютно невыгодны. То же и с Германией пока. А в Узбекистане мы на одной выставке побывали - и заключили контракты, логистика нормальная. Поэтому ездили в Ташкент и в нынешнем году. Эффект есть.

Кстати, груз из Казахстана в сторону Европы идет значительную часть пути по территории России. Предприниматели надеялись, что Таможенный союз будет способствовать значительному снижению транспортных издержек, тарифов в рамках союзного пространства. Но введение ТС, по словам Даниленко, им ровным счетом ничего не дало. Однако все может измениться. Поэтому диевцы из виду «Зеленую Неделю» не теряют и с компанией  AgroConsult.Kz, которая сотрудничает с Messe Berlin GmbH, связи собираются поддерживать.

Фото Нургельды ДЮСЕНОВА