Избавиться от вибрации

Дмитрий ВАСИЛЬЕВ

Тонкости ремонта карданного вала

Вы обнаружили, что рычаг переключения передач вашего автомобиля начал как-то странно вибрировать, а во время поездки в салоне появился какой-то дискомфорт - опять же из-за неизвестно откуда появившейся вибрации, которая с увеличением скорости движения усиливается. В чем причина и что нужно делать? На этот вопрос отвечает старший преподаватель инженерно-технического факультета Костанайского госуниверситета Геннадий САВЕЛЬЕВ:

- Причина - в изношенности деталей карданной передачи. Этот технический узел установлен в заднеприводных и полноприводных автомобилях. Причина неисправности может быть как в естественном окончании отведенного для кардана ресурса, так и в тяжелых условиях эксплуатации автомобиля. Бывают и другие варианты. Например, одно время водители жаловались на быстрый износ карданной передачи в «Нивах». Оказалось, что при их заводской сборке нарушалась технология, и детали были плохо сбалансированы. Для карданной передачи это очень важно. Исследования показали, что при установке крестовины достаточно сместить ее на 0,2-0,3 мм, и при весе карданного вала 20-30 кг получится дисбаланс, превышающий норму более чем в 30 раз. Этого достаточно, чтобы быстро вывести из строя подвесные опоры, подшипники фланцев коробки передач и редукторов. Поэтому, если в автомобиле появилась вибрация, нужно срочно смотреть состояние карданной передачи, иначе вам придется менять не только ее детали.

Необходимость сбалансированности деталей карданной передачи определяет и общий подход к их замене в случае выхода из строя. Если в мастерской меняют только крестовину или вал, то обеспечить балансировку всей карданной передачи невозможно. Ее нужно делать в динамике, что возможно лишь на специальном станке. Они дорогостоящие, поэтому есть только на заводах. Мне приходилось менять крестовину на валу, который не подлежит замене. Поскольку возможности провести балансировку не было, положение крестовины пришлось измерять очень точным инструментом. К тому же в некоторых марках автомобилей посадочное место крестовины не обязательно может быть симметричным, и если при установке это не учитывать, то можно внести еще больший дисбаланс. Я уж не говорю о случаях, когда наши «спецы» на место старой крестовины приваривают электросваркой новую импортную, не зная, что в них часто применяется пластмасса.

Учитывая все это, могу дать только один совет: несмотря на то, что новый карданный вал в сборке стоит достаточно дорого, в случае возникновения необходимости для вас будет дешевле заменить его полностью, а не отдельные детали. Причем покупайте его в упаковке. Это гарантия, что вал прошел динамическую балансировку на специальном стенде в заводских условиях.