Повысить зарплату и дать расчет

Свершилось: учителя до июля жили радостным ожиданием повышения зарплаты на 30% да еще и оплаты за категорию. Но радостному ожиданию не суждено было сбыться - к 1 сентября пришла директива: немедленно освободить от занимаемой должности пенсионеров. Им-то зачем повышение? Это какие затраты любимого государства и правительства, ведь у всех них высшая категория! А молодые придут без категории.

Но кто из чиновников задал себе вопрос: а как это отразится на душевном состоянии старшего поколения, сколько будет обиды и боли? Ведь именно это поколение выдержало перестройку, годами не получая зарплату, ночами не выходя из школ, когда все парило, рвались батареи, кругом была тьма... И снова, чуть свет, идти на работу, говорить детям: потерпим вместе, все будет хорошо. Учитель тысячью нитей связан с народом (кстати, этим хорошо пользуются во время предвыборной кампании), его слово весомо и значимо.

Мы никуда не уехали в трудное время, не изменили своей профессии, сохранили школы. Рассвет наступил. Наш город с каждым годом хорошеет. Мне он очень дорог, потому что это город моей реализованной мечты, я здесь родилась, 50 лет трудилась на ниве просвещения, в том числе 40 лет, со дня основания, работала в школе №7, ныне гимназии - заместителем директора, директором, учителем. В этом учебном году моей единственной за все годы была маленькая просьба: оставить только на один год 6 часов, чтобы завершить свою работу - два моих научных проекта рекомендованы на область, в районе заняли первые места, разработано и методическое пособие по правам человека.

Без ложной скромности скажу, что я для Родины и города сделала немало. Все годы была лектором и пропагандистом, первым председателем женсовета. В 1993 году получила звание «Заслуженный работник РК», имея звание отличник просвещения Каз. ССР и СССР. Постоянно участвовала в международных и республиканских конференциях. На первом месте у меня была работа, и только 12-часовая. Неужели я не заработала ощущения радости, хотя бы очень маленькой?

На Западе нет понятия - возраст. Там есть понятие - работоспособность. В России учителям-пенсионерам за каждый проработанный месяц добавляют 100 рублей, платят за звание «Ветеран труда». Наше градообразующее предприятие - асбестовый комбинат - уходящим на заслуженный отдых выплачивает трехмесячное пособие. А что получает учитель? Кого это волнует? А что оставалось все годы от его зарплаты? Курсы переподготовки в основном платные, педагогическую литературу надо самим приобрести, класс и школу отремонтировать (сборы с родителей запрещены), поездки на конференции за счет учителя. Учитель всегда жил от зарплаты до зарплаты и никаких накоплений у него нет и быть не может.

Предчувствую ответ наших чиновников, его я уже однажды слышала: мы и так шли вам на уступку, разрешали работать. И это нам-то шли на уступку, когда некому было работать, когда никаким пряником никого нельзя было заманить в школу?

Посмотрите, сколько политических деятелей в мире, которым далеко за 70, правят государством и у них отлично получается, их не попрекают возрастом. Глубоко уверена: ни один уважающий себя учитель, если он почувствует, что не приносит радости детям своими знаниями и внешним видом, работать не будет. Я очень горжусь тем, что в мажилисе есть такие люди, как Ольга Киколенко, бывшая житикаринка, педагог нашей школы, Багила Баймагамбетова. Хотела бы услышать их компетентное мнение: откуда такая директива о педагогах-пенсионерах, может, я не права? С огромным уважением отношусь к Римме Бектургановой. Хочу услышать ее мнение. Можно ли было именно в этот счастливый, долгожданный год так поступать с теми учителями, которые верой и правдой служили Родине, - «добавить зарплату и дать расчет».

Если акимы - ставленники президента, почему они не дали возможность многим ветеранам ощутить на самом маленьком количестве часов радость президентской заботы об учителе. Сергей Кулагин на встречах всегда повторяет фразу: «Запомните, мы все с вами идем не к молодости, а к старости». А как действует в жизни эта золотая фраза? Плохо, что у нас до сих пор не принят закон о ветеранах, нет общественного сильного объединения учителей, профсоюзы не имеют своего веского воздействия на всемогущую власть.

Не надо спешно пенсионеров, умных, творческих, желающих работать, провожать со школы. Молодых нужно терпеливо учить силой личного примера старшего поколения, у них есть теоретические знания и нет опыта работы. Вот и наш коллектив пополнился молодыми почти на треть. Вообще-то в гимназии должны работать учителя со стажем, требования к ней очень высокие. Я так и не могу понять: есть ли закон о том, что пенсионеры не имеют права работать? Законны ли действия по их увольнению? Кстати, пора бы прекратить бесконечные субботники учителей (это второй рабочий день). Детям неинтересен замордованный учитель.

Тамара Петровна РОМАНЮК, заслуженный учитель РК, почетный гражданин города, г. Житикара