Подпиши, потом читай...

«Если не согласен, то претензии предъявлять поздно, ведь твоя подпись под договором уже стоит»

Анатолий ТИХАНОВСКИЙ

На днях курьеры ГКП «КТЭК» развесили на подъездах многоэтажных домов уведомления, где предложили потребителям немедленно перезаключить договоры на тепло и горячую воду. Указали и места, где это можно сделать, принеся с собой план квартиры, копию домовой книги и тому подобные бумаги. У граждан сразу возникли вопросы: а зачем всем немедленно куда-то идти и перезаключать? Абонент тот же, монополист тот же, условия поставки те же, квартира та же.

Ладно, я сам решил недавно, идя мимо почтамта, где как раз и есть пункты приема платежей ГКП «КТЭК», указанные в уведомлении, прояснить ситуацию. Там состоялся разговор с дамой в окошке: «А можно взять текст нового договора?». «Нет, нельзя». «А почему? Как же объявление о перезаключении?» «Потому что нельзя».

Спрашивается - на кой тогда развешивать на подъездах уведомления о необходимости перезаключения договоров? Добросовестно, из любопытства, решил прояснить ситуацию в головном офисе КТЭК. Со множества попыток, при насмерть занятых или не отвечающих телефонах, удалось связаться с претензионным отделом. Мне вежливо разъяснили, что действительно есть такая установка и сами тексты новых договоров в руки абоненту не даются! Надо, как оказалось, сдать «даме в окошке» документы, она все сама вобьет в бланк договора, а абонент должен, не читая заранее самого текста договора, просто его подписать. А вот потом читайте дома, что там написано, хоть зачитайтесь. На вопросы - как это можно подписывать договоры, не читая, и почему сам текст договора не дается для прочтения, ответ был изумительно прост: «Да мало ли что вы там сами напишете в договоре. Девочки сами напишут то, что надо. А если каждому давать бланки, то их не напасешься!»

Вот такая логика у монополиста: сначала подписывай втемную, а потом читай, под чем ты там подписался. Если не согласен, то претензии предъявлять уже поздно, ведь твоя подпись под договором уже стоит. Лихо! Правда, на том конце провода через некоторое время вот таких переговоров сказали: если вы лично подъедете в офис, то вам лично, в виде исключения, «девочки бланк договора дадут». Почему этого не делают в пунктах приема платежей, указанных в объявлении самого КТЭК, так и осталось загадкой. Вот такой у нас был и остался коммунализм.

В этой связи хотелось бы напомнить заинтересованным сторонам, что согласно ч. 2 ст. 482 ГК РК, договор является публичным, а значит - одинаковым для всех абонентов и общедоступным для ознакомления с его тестом. И нечего здесь в «таинственные игрушки» с абонентами играть. Часть 1 ст. 387 ГК РК в свою очередь устанавливает, что публичный договор - это договор, устанавливающий обязанности коммерческой организации по продаже товаров, работ или услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится.

Любопытно было бы узнать: а прокурор города Костаная, как гражданин, как абонент, тоже идет у КТЭК на поводу и тоже подписал новый договор «втемную»? Или у него, как у прокурора, есть на этот счет иное мнение в отношении тех, кто вот так «темнит» с абонентами?