Дело «труба»: кто поставит точку?

Дачники опасаются, что трубы могут использовать при строительстве моста через Тобол
Скандал вокруг пропавшего трубопровода докатился до Астаны и вернулся в Костанай

До 25 сентября областная прокуратура должна сообщить председателю костанайского ПК «Железобетонщик» Кумару САЛКЕНОВУ о результатах рассмотрения его жалобы. Такое решение приняла Генеральная прокуратура. Речь идет о вывозе поливочных труб, принадлежащих, по мнению Салкенова, его садовому обществу. Дело тянется уже почти год. Похитителями трубопровода дачники считают чиновников.

Все инстанции пройдены

В 2010 году в рамках проекта «Реконструкции автомобильной дороги «Обход Костаная» международного транзитного  коридора «Астана-Костанай-Челябинск» было заменено 5 км поливочного водовода, который подает воду в садовое общество «Железобетонщик». Старые трубы работники ГУ «Костанайский областной департамент Комитета автомобильных дорог Министерства транспорта и коммуникаций РК» демонтировали и вывезли.

В течение года председатель ПК «Железобетонщик» обходил инстанции, требуя возмещения материального ущерба и возвращения остатков демонтированного трубопровода. Костанайский РОВД в возбуждении уголовного дела отказал, прокуратура и суд отправляют материалы на доследование.

- 13 ноября 2010 года неизвестные люди стали вывозить наши старые трубы без ведома дачников, - вспоминает Салкенов. - Я спросил у них соответствующие документы. Они не отреагировали. Я вызвал сотрудников полиции. На место приехал и заместитель директора департамента автодорог Нурлан Молдатаев. Акта изъятия старых труб и документов на их вывоз он не предоставил. Всего за 2010-2011 годы департамент вывез 4 км труб. Они были в хорошем состоянии и принадлежат нам на законных основаниях. У нас на них есть соответствующий документ «Паспорт гидромелиоративных систем и водохозяйственных сооружений Министерства сельского хозяйства РК». Зарегистрирован паспорт в управлении сельского хозяйства. Подал я заявление в Костанайский РОВД о привлечении Молдатаева к уголовной ответственности.

Заявление приняли, но уже 23 ноября следователь РОВД вынес постановление об отказе в возбуждении уголовного дела на основании того, что в управлении юстиции трубы не зарегистрированы за ПК «Железобетонщик» и, следовательно, не принадлежат ему.

- Трубы не являются недвижимым имуществом, и право собственности на них регистрируется не в управлении юстиции, а в управлении сельского хозяйства, - говорит адвокат Саги БАЙТУРСУНОВ, представляющий интересы Салкенова. - Но если даже у Салкенова не было бы технического паспорта, то согласно ст. 265 Гражданского кодекса общество владело трубами на праве хозяйственного ведения и оперативного управления. Следовательно имеет право на защиту этих владений.

Не согласившись с решением полиции, Салкенов написал жалобу в прокуратуру Костанайского района, которая отменила постановление РОВД и направила дело на дополнительную проверку. За год следователи РОВД выносили постановления  об отказе в возбуждении уголовного дела 8 раз. Районная прокуратура и суд отменяли эти постановления и направляли на дополнительные проверки. Устав ходить по кругу, Салкенов обратился с жалобой в областную и Генеральную прокуратуры, а также написал письмо депутату мажилиса Парламента РК Валерию ВИШНИЧЕНКО.

- От Салкенова  поступило официальное обращение, - подтвердил «НГ» Валерий Георгиевич. - Я подключил к решению вопроса высшие инстанции страны, направил письмо Генеральному прокурору. Генеральная прокуратура в ответе подчеркнула, что идет волокита в рассмотрении материала, что сотрудники прокуратуры области необъективно рассматривали предыдущие обращения Салкенова, и поручила изложенные доводы проверить в полном объеме. Проблема есть. Конечно, надо разбираться в этом вопросе. Сейчас процесс идет. Я думаю, точка будет поставлена.

«Трубы - бесхозяйные»

У руководства Костанайского департамента автодорог на этот скандал другая точка зрения. Чиновники считают, что трубы раздора являются бесхозяйными.

- Трубы, которые мы заменили при реконструкции дороги, принадлежали комбинату железобетонных изделий (КЖБИ), - пояснила «НГ» главный специалист Костанайского департамента автомобильных дорог Ляззат ЖОЛАМАНОВА. - Это предприятие обанкротилось и по акту приема-передачи трубы никому не передало. На сегодня ни в акимате, ни в отделе ЖКХ, нигде на балансе эти трубы не числятся. В органах юстиции не зарегистрированы. А тем более - в ПК «Железобетонщик». У этого кооператива нет правоустанавливающих документов на право собственности. Он просто оформил технический паспорт, который не является правоустанавливающим документом. Старые трубы - бесхозяйные. Мы не знаем, кому передать их. Передать ПК «Железобетонщик» мы не можем. Тем более что ПК не является государственным учреждением, и если мы передадим ему трубы, то это будет коррупционным правонарушением. Сейчас мы по акту приема-передачи передали их генеральному подрядчику на хранение. Когда завершится строительство объекта, пройдет заседание госкомиссии, департамент передаст трубы в коммунальное хозяйство того района, где они были проложены.

Корреспонденты «НГ» связались с генподрядчиком реконструкции дороги «Обход Костаная» - Щучинским филиалом ТОО «Казахдорстрой».

- По проекту демонтаж был заложен, но он предполагал только порезку труб, - сообщил заместитель директора ТОО «Казахдорстрой» Медет ИСАБЕКОВ. - Вывоз труб в проекте не был заложен. Наша организация произвела только демонтаж.

В одном из постановлений об отказе в возбуждении уголовного дела - от 26 августа 2011 года - также сказано, что в 2010 году согласно проектно-сметной документации   демонтируемые трубы вывезены на территорию ДЭП ДЭУ-52 костанайского областного филиала РГП «Казахавтодор». Корреспонденты «НГ» посетили эту организацию и обнаружили на территории только малую часть от четырехкилометрового водовода. В траве лежат трубы и куски труб только маленького диаметра - 270 мм, 290 мм и 320 мм. Труб диаметром 600 мм и 530 мм здесь нет.

- Представители департамента автомобильных дорог в прошлом году привезли трубы и выгрузили у нас на территории, - пояснил начальник ДЭП Толеген ДОЩАНОВ, - акта приема-передачи не было.

Начальник ДЭУ-52 КОФ РГП «Казахавтодор» Альжа ЖУСУПОВ рассказал, что трубы они приняли на хранение в июне этого года. По накладной - 1041 погонный метр. Но, по его словам, несколько участков работники департамента автодорог уже забрали. Дачники садового общества «Железобетонщик» опасаются, что пропавшие трубы были использованы при строительстве нового моста через реку Тобол. Подрядчик это предположение отрицает.

- Бывшие в употреблении трубы при строительстве моста не использовались, - заявил Исабеков. - У нас есть контроль качества, государственный архитектурно-строительный контроль, инженерная служба заказчика. Если эти службы пропустят такие трубы, то у нас в государстве, наверно, бардак.

Главный специалист департамента автодорог Сергей АКУЛОВ пояснил, что 47 м труб были использованы для прокладки водовода к ПК «Химик» и ПК «КЖБИ». По его словам, все было сделано согласно проекту.

Кто прав в этом вопросе, должна решить прокуратура. Тем более что цена спора - не маленькая. Если демонтируемые трубы сдать в металлолом, то за них можно выручить как минимум 8 млн тенге. С учетом того, что трубы в хорошем состоянии, стоят они, по оценке специалистов, более 11 млн тенге. 

Фото Николая СОЛОВЬЕВА