Вот они условия, вот она среда...

С. Бойко: «Новое оборудование стоит дорого и будет долго окупаться»

Юлия АНДРУСЕНКО

Готовы ли предприниматели заниматься техническим осмотром машин?

12 августа вступит в силу последний подзаконный акт о передаче такой услуги, как технический осмотр автомобилей, в конкурентную среду. Именно с этого дня должно начаться формирование Реестра центров технического осмотра. На сегодняшний день в Костанае не было принято ни одной заявки на создание такого центра. Корреспондент «НГ» поинтересовалась у владельцев крупных СТО в областном центре, чем обусловлено их безразличие к предложению со стороны государства.

 

О необходимости передать техосмотр в конкурентную среду заговорили еще в 2008 году. Именно тогда министерство внутренних дел выступило с такой инициативой. Так как это нововведение соответствовало распоряжению главы государства о передаче госорганами всех непрофильных функций в конкурентную среду, 1 января 2011 года президентом Назарбаевым был подписан соответствующий закон.

Сегодня в Костанае технический осмотр автомобиля еще можно провести на любой станции технического обслуживания. На основании выданного талона о состоянии автомобиля в управлении дорожной полиции выдают карточку-отчет о техосмотре. В скором будущем все поменяется и проверять автомобиль будут лишь те автомастерские, которые внесены в Реестр центров технического осмотра. Это не только значительно сузит выбор автолюбителей. Существует вероятность, что подобного выбора у костанайцев не будет вовсе.

- К нам обращались предприниматели, готовые заниматься техническим осмотром, - говорит начальник отдела контроля на транспортно-коммуникационном комплексе областной инспекции транспортного контроля Бауржан ТОКАБАЕВ, - но ни один еще не внесен в реестр. Кто-то не закупил соответствующее оборудование, кто-то не прошел проверку.

Чтобы СТО начала функционировать как центр технического осмотра и была внесена в реестр, необходимо наличие специального оборудования и отсутствие рядом других подобных. Последнее условие направлено на то, чтобы не создавать для станции техобслуживания, расположенной рядом с центром техосмотра, заведомо более выгодных условий по сравнению с конкурирующими СТО.

По нашей оценке, наиболее крупные костанайские станции, где на сегодняшний день осуществляется ремонт авто, вообще не заинтересованы в том, чтобы менять направление своего бизнеса.

По мнению директора костанайского ТОО «Автодом» Валерия СТЕПАНЕНКО, идея передачи техосмотра в частные руки сама по себе хорошая, но недоработанная.

- Предложение интересное, - говорит Степаненко, - но создание такого бизнеса очень затратное и долго окупаемое мероприятие. Если государство хочет видеть автотранспорт на дорогах в идеальном состоянии, ему следовало бы отдать право проведения технического осмотра автоцентрам с уже готовой базой. Сейчас же условия, на которых предлагают работать, неприемлемые. Нам нет смысла изымать из оборота серьезный сегмент средств, чтобы строить отдельно стоящее здание, закупать дорогостоящее оборудование.

Еще одно условие, которое по большей части оценивается предпринимателями как неприемлемое - это то, что центры, которые будут заниматься техосмотром, лишаются права на осуществление технического обслуживания.

- В первую очередь предприниматель, желающий заняться техосмотром, должен прекратить деятельность имеющейся СТО, - рассказал «НГ» главный эксперт управления контроля на автомобильном транспорте Комитета транспортного контроля Дидар РАКИШЕВ, - так как законом четко регламентировано, что совмещение данных видов деятельности запрещается. При организации центра технического осмотра необходимо наличие стационарной и мобильной линий техосмотра. Мобильная предназначена для обслуживания сельской местности.

- Современное оборудование весьма дорогостоящее. Немецкое, например, в пределах 20 млн. тенге, - рассказал директор ТОО «Тарлан сервис плюс» Сергей БОЙКО. - Мы допускаем для себя возможность заняться техосмотром - это весьма прибыльный бизнес. Но некоторые условия, такие, например, как отдельно стоящее здание, не позволяют нам сделать это сейчас. Так что мы заняли выжидательную позицию.

О том, насколько подорожает техосмотр, после того как попадет в конкурентную среду, в Комитете транспортного контроля пока не говорят. Однако в том, что подорожает, уверены.

- Предприниматели будут исходить из своих затрат, - говорит Ракишев, - в первую очередь это фонд оплаты труда, амортизация, налоговые отчисления. С учетом всего этого и будет определяться стоимость техосмотра.

Фото Юлии АНДРУСЕНКО