Нужно ли протачивать тормозные диски?

Дмитрий ВАСИЛЬЕВ, ng@ng.kz

Нужно ли протачивать тормозные диски?

Водители знают, что тормозные колодки стираются и наступает время, когда их приходится обновлять. А как быть с тормозными дисками, установленными на ступицах колес? Насколько они долговечны? На этот вопрос отвечает старший преподаватель инженерно-технического факультета Костанайского госуниверситета Геннадий САВЕЛЬЕВ:

- Конечно же, в тормозной системе изнашиваются не только фрикционные накладки, но и сами диски. Во-первых, из-за того, что в ходе эксплуатации автомобиля на трущуюся поверхность попадают абразивные частицы, из-за чего на ней образуются кольцевые бороздки различной глубины. Эта волнообразность вроде бы увеличивает площадь трущейся поверхности, но эффект получается обратный. В результате искривления контактной поверхности сила сжатия тормозных колодок используется не полностью, что снижает эффективность торможения. В Европе водители при замене колодок обычно протачивают и тормозные диски. Это делается специальным токарным блоком, позволяющим не снимать диски со ступиц. Такое оборудование есть уже и в некоторых костанайских мастерских. Обработка диска производится с двух сторон одновременно в автоматическом режиме. На все обслуживание уходит примерно один час.

Но бывают и другие варианты. Вы, вроде бы, не так давно поменяли колодки, однако при торможении педаль почему-то начинает вибрировать. Иногда вибрация даже передается на кузов. Это говорит о том, что диск деформировался. Такое обычно происходит при неправильной эксплуатации тормозной системы во время интенсивного торможения. Например, вы на большой скорости подъехали к луже воды, резко затормозили и сразу же в нее въехали. В таком случае металл диска, разогретый до большой температуры, резко охлаждается, что может привести к деформации. В таких случаях, прежде чем въезжать в воду, нужно немного подождать. Либо, если увидели лужу заранее, сбавить скорость, чтобы это место проехать с небольшим торможением.

Нередки случаи, когда водитель резко тормозит (пешеход оказался на дороге) и продолжает удерживать педаль. Тогда поверхность диска, которая не контактирует с тормозной колодкой, охлаждается, а та, что зажата колодкой, остается нагретой. В таких условиях диск тоже может «повести».

Если деформация незначительная, поверхность можно выровнять тем же станком. В других случаях диск придется менять. Кстати, специалисты рекомендуют протачивать и новые диски.