Под одной торговой маркой

Надпись «безалкогольное» должна занимать 30%. И занимает. Но в глаза не бросается

Ольга ЛИХОГРАЙ

Пробел в Законе «О рекламе» на руку производителямалкогольной продукции

Реклама пива заполонила Костанай. Огромные билборды сразной степенью талантливости идеи и мастерства исполнения воспевают пенный напиток. При этом полупрозрачные буквы, складывающиеся в слово «безалкогольное», ненавязчивы и вторичны. Кое-где видны и билборды с рекламой воды, название которой ассоциируется только с маркой известной водки. Изготовители рекламных щитов и представители областного акимата, выдающие разрешения на «безалкогольную» рекламу, уверяют, что закон это допускает. Представители прокуратуры считают это пробелом в законе, который с успехом используют производители алкогольной продукции.

За пару дней в областном центре мы, особо не напрягаясь, насчитали не менее десятка билбордов с рекламой четырех марок пива. «Белый медведь» (Efes Казахстан) со слоганом «Бываю мягким», используемым, кстати, в телевизионной рекламе вполне алкогольного пива этого производителя. «Тянь-Шань» того же производителя со слоганом, также известным для рекламы алкогольной продукции, - «Глоток природы в жарком городе». А также эфесовское же«Карагандинское» и пиво «Дербес» (Derbes, Алматы) на плакатах, с изображением которых также имелась надпись «Безалкогольное».

Рекламщики не отвечают

Памятуя о запрете на зонтичную рекламу, мы отправились в ведущие рекламные агентства, где изготавливают билборды.

- Мы сдаем в аренду около 40 рекламных щитов,расположенных на железных конструкциях, - сообщила «НГ» менеджер рекламного агентства «Репако» Ольга СКЛЯРОВА. - На трех-четырех из них - реклама безалкогольного пива. Это не является нарушением закона, ведь эти фирмы, действительно, выпускают безалкогольное пиво.

Как пояснил директор рекламного агентства «Горгона» Рустам ШАРИФУЛЛИН, существуют позиции, которым должны соответствовать билборды. Их размер в Костанае стандартный - 3 м в высоту, 6 м в ширину. Располагаются они на железных стойках, которые в проездной зоне должны быть не ниже 5 метров.

- За аренду земли под железными стойками мы платим налог в акимат, - говорит Шарифуллин. - Рекламодатель платит за то, что его билборд висит на нашей стойке, а еще визуальный налог в налоговый комитет.

Собственно, на этом ответственность изготовителя рекламы заканчивается.

Разрешение дается при наличии бумаги

Разрешение на размещение рекламы своей продукции на билборде предприниматель должен взять в управлении архитектуры и градостроительства акимата Костанайской области.

- За содержание рекламы на щитах ответственность несет предприниматель, - пояснила редакции «НГ» начальник этого управления Сара УМАРОВА. - Мы проверяем, чтобы реклама не была заведомо ложной, не вводила в заблуждение потребителей, не порочила государственные символы, национальную валюту РК и т. д. в соответствии с Законом о рекламе.

Что касается безалкогольной продукции, то, как пояснила Умарова, ее реклама допускается, если предприниматель предоставил документы о зарегистрированной торговой марке. То есть если бизнесмен предоставит документы о том, что безалкогольное пиво он зарегистрировал как марку, он имеет право ее рекламировать.

При этом никого не заинтересует, имеется ли реально такое пиво в продаже или марка выполняет роль зонтика для косвенной рекламы. При этом всем понятно, что это обычная уловка, которая позволяет производителям алкоголя интерпретировать Закон о рекламе как им выгодно.

Судя по результатам, получается это вполне успешно.

Когда в законе дырка есть...

Рекламщики и власти слегка искажают закон, считает юрист Анна ДУДИНА.

- В Законе о рекламе нет ссылки на то, что разрешена реклама безалкогольной продукции, - заявила Анна «Нашей Газете». - В ст. 13 четко говорится:«Запрещается реклама товаров (работ, услуг) с использованием элементов товарного знака или названия, известного как наименование алкогольной продукции, табака и табачного изделия, которые прямо или косвенно предлагают алкогольную продукцию, табак и табачное изделие, за исключением географических указаний и фирменных наименований».

И если рассматривать ситуацию в этом аспекте, тоследует признать, что контролирующим органам иногда следует «бывать жесткими» с производителями алкогольной продукции. Но не все так просто.

Как говорит Дудина, непосредственно за этой статьей следует ст. 14-1, в которой с неменьшей четкостью сказано: когда один товарный знак зарегистрирован по нескольким перечням товаров и услуг, включающим наименования алкогольной продукции, табака и табачных изделий, то размещение рекламы... допускается. Но «при рекламе указанных в настоящем пункте товарных знаков размер наименования товаров и (или) услуг должен занимать не менее 30% от общей площади». Увидеть, чтобы само название «Тянь-Шань» или «Белый медведь», или любого другого безалкогольного занимало 30% от рекламного щита, нам не довелось. Но за этим нарушением никто не следит.

Получается, что противоречия скрываются в самом Законе о рекламе. В одной статье запрещается рекламировать товарный знак, известный как алкогольный. В другой разрешено рекламировать зарегистрированный товарный знак, на что ссылаются рекламщики.

- Это большой пробел в Законе о рекламе, - считает начальник отдела № 1 прокуратуры Костаная Аскар СЫЗДЫКОВ. - Нет четкого запрета на рекламу брендов, связанных с алкоголем. И, как показывает практика, на этом основании многие предприниматели, рекламирующие безалкогольное пиво, выигрывают суды. Хотя закон, по сути, недоработан, и с этим нужно разбираться.

Фото Николая СОЛОВЬЕВА