Капсулу заложили ближе к России

Джанг Ханг (в центре) и председатель совета директоров Aytei group Сейтжан Есимов подписали обращение к потомкам

Евгений ШИБАРШИН

В Костанае объявили о создании казахстанско-китайского предприятия

17 июня на северо-западной окраине Костаная прошла торжественная закладка капсулы на месте строительства нового завода по выпуску асфальтобетонного оборудования. Он станет основой для первого в Костанайской области совместного казахстанско-китайского предприятия «Лудэ-Каз». Его казахстанский учредитель заявил, что выбор региона для иностранного инвестора оказался не случаен. По его словам, Таможенный союз позволяет в полной мере воспользоваться преимуществом близости к российской промышленной зоне на Урале.

Председатель совета директоров холдинговой компании Aytei group Сейтжан ЕСИМОВ (Алматы) в своем выступлении рассказал об истории возникновения этого предприятия с китайским участием. Хэнаньская компания строительно-дорожных машин «Лудэ» (КНР) выпускает 40 видов продукции и поставляет ее не только на внутренний рынок Китая, но и в 25 стран мира. В числе которых США, Канада, Бразилия, Малайзия, Филиппины, а также арабские страны. В Китае эта компания уже имеет два действующих завода, строит еще один. И вот теперь решила выйти на рынок СНГ. Для чего председатель правления «Лудэ» Джанг ХАНГ, а затем и специалисты этой компании приехала в Казахстан изучать обстановку. Они побывали в Караганде, Алматы, Костанае и посмотрели потенциальные возможности дорожных предприятий, входящих в холдинг Aytei grup.

Вначале Джанг Хангу приглянулась Караганда. Дескать, там металлургический комбинат, а заводу понадобится много листового железа.

- После того, как мы посовещались, он (Джанг Ханг - авт.) захотел в Костанае, - вспоминает Есимов. - Здесь готовое здание - бывший КДСМ, где надо только кровлю отремонтировать, наружные работы произвести. Меньше затрат и быстрее можно запустить завод. Потом мы ему сказали, что качество российского металла лучше, чем у других, а здесь рядом находится Магнитогорский комбинат, здесь рядом промышленная зона в Челябинске и какие-то детали, нам нужные, мы можем брать в России.

В течение года партнеры обменивались делегациями, изучая друг друга. Казахстанцы удостоверились, что заводы «Лудэ» работают, их продукция пользуется спросом.

По словам Есимова, в Казахстан китайцы уже поставляют асфальтобетонное оборудование, выпущенное на своих заводах в КНР, но то, что Казахстан вместе с Россией и Беларусью создали Таможенный союз, расширяет рыночные возможности настолько, что есть смысл вложить деньги в строительство нового завода на территории Казахстана.

В чем перспектива? Сегодня на территории СНГ существует всего один такой завод. Он расположен в Украине. Участники нового инвестпроекта подсчитали, что продукция их совместного предприятия может быть на 40% дешевле европейских аналогов.

Для Костаная, было заявлено в ходе торжественной закладки капсулы, это более 60 новых рабочих мест. В перспективе их число может вырасти до 200.

- В будущем мы будем работать и над другими проектами, открывать новые заводы для строительства автодорог в Республике Казахстан, - пообещал Джанг Ханг.

Его казахстанский партнер, конкретизируя общие с китайцами планы, рассказал о возможности налаживания на костанайском заводе выпуска погрузчиков и дорожных катков.

Заместитель директора ТОО «Костанай жолдары» Жаксалык НУРЖАНОВ, входящего в холдинг Aytei group, сообщил «НГ», что оборудование для нового завода уже на этой неделе должно быть отправлено из Китая в Костанай. Через месяц его начнут устанавливать в здании бывшего комбината дорожно-строительных материалов (КДСМ), а с началом следующего года пойдет и готовая продукция.

Из частной беседы со специалистами «Костанай жолдары» удалось узнать, что выпускаемое оборудование проектировалось китайскими инженерами и, будучи «начиненной электроникой», представляет собой последние достижения в этом виде техники.

Что касается финансовой стороны, то общая стоимость данного инвестпроекта названа не была. Правда, заместитель акима Костаная в своем выступлении при закладке капсулы сообщил, что в 2011 году на строительстве завода будет освоено более 1,5 миллиарда тенге.

Фото Николая СОЛОВЬЕВА