В плену разбитого асфальта

Это грязное море в переулке Киевском образовалось в результате стока воды с реконструированной ул. Киевской (Фото Николая СОЛОВЬЕВА)

Ольга ЛИХОГРАЙ

Спасать дороги Костаная впору не от нехватки средств на ремонт, а... от последствий самого ремонта

Сезон бездорожья накрывает Костанай в середине апреля с неизбежностью сезона дождей в тропических джунглях. Водно-грязевые потоки смывают свежеотремонтированные дороги, будто их не в асфальт укатывали, а выcтилали бюджетными купюрами. Ситуация годами не меняется. При этом ответственных за дорожное безобразие найти невозможно, несмотря на то, что ход ремонта контролируют как минимум три организации, финансирующиеся, кстати, из бюджета.

Едем мы по выбоинам...

Многочисленные звонки от желающих пожаловаться на скрывшиеся под водой улицы, в «НГ» стали поступать еще неделю назад. Люди говорили, что автобусы не доезжают до нужных остановок, а пешеходам в некоторых местах приходится пробираться по колено в грязи.

- В нашем поселке так затопило магазин, что люди сначала снимают обувь, затем закатывают штаны, а потом идут за продуктами! - возмутился 7 апреля пенсионер из п. Дружба Александр ЧИКАЛОВ.

К 11 апреля вода схлынула, дороги подсохли. Но даже тогда большинство улиц оставалось в жутком состоянии.

Из года в год в рейтинг самых плачевных трасс Костаная, по сути, входят одни и те же. На КСК - это улицы Герцена и Орджоникидзе. Мелкие ямы на них затрудняют проезд и пассажирскому транспорту, и автомобилям. На остановке возле мельницы «Романа» по ул. Герцена людям приходится буквально отпрыгивать от автобусов, колеса которых, попадая в ямы, создают грязевые фонтаны. Искупаться в них, находясь в этой части города, - почти неизбежность.

Проще подробнейшим образом описать, как выглядят провалы в асфальте на улице Алтынсарина, чем увидеть ровный профиль дороги. Недалеко от перекрестка Алтынсарина-Шипина - сплошные ямы и грязь.

Еще больше разрушен асфальт на центральных перекрестках улиц Алтынсарина-Гоголя и Алтынсарина-Павлова.

Но больше всего отрицательных эмоций вызвал участок по ул. Алтынсарина в границах улиц Л. Беды и Комарова. Этот участок длиной всего-то в 150-200 м утонул в черной грязи и в воде. Ползти на самой минимальной скорости по нему приходится даже внедорожникам. Да и у них колеса до половины проваливаются в ямы. Для простых легковушек здесь вообще погибель.

Переваливаясь и кряхтя, наша «Дэу-Нексия» все-таки минует этот отрезок и поворачивает в переулок по той же Алтынсарина. Возле здания с №1/1 также ни проехать ни пройти. Выворачиваем на перекресток ул. Баймагамбетова-Гвардейская и замечаем, как с ухнувшего в очередную яму колеса проезжающего автомобиля слетает колпак. Точно такой же, но уже покореженный, лежит неподалеку. И неудивительно: на Баймагамбетова масса коварных ям, несмотря на то, что улица была капитально отремонтирована сравнительно недавно. Капитальный ремонт около трех лет назад прошел и по ул. Карбышева. Но сейчас на всей ее протяженности в 50-100 м друг от друга «гнездятся» мелкие ямы.

Перекресток улиц Чехова-Валиханова жители иначе, как водной ловушкой, не называют.

- Тут приходится постоянно идти по проезжей части ул. Чехова, потому что если мы сойдем с нее, то уйдем в грязь уже не по уши, а с головой! - возмущается Балажан МУСТАФИНА. - А на перекрестке Чехова - Валиханова впору доставать лодку. Автомобили здесь попадают в водную ловушку и подолгу не могут из нее выбраться. Когда идешь по нашей улице, чувствуешь себя ежиком в тумане. Мы ведь живем в городе, а не в Богом позабытом захолустье!

Отремонтировали и... тонем

В п. Дружба потоп схлынул, но оставил после себя проблемы. По ул. 70 лет Октября размытый водой асфальт просто провалился. Сейчас яму засыпали песком и поставили ограждение. По словам местных жителей, эта улица была отремонтирована только в прошлом году.

В Костанае тоже разваливаются дороги, на которых всего год назад прошла реконструкция. Переделывать ул. Киевскую в границах Матросова-Узкоколейной ТОО «Аяз» заканчивало поздней осенью. Этой весной жители п. Киевского пожаловались на то, что обочины топит из-за слишком высоких уклонов трассы.

На месте оказалось, что реконструированная улица Киевская теперь гораздо выше окружающей ее территории. На улице также предусмотрено несколько уклонов в сторону переулков, по которым вся вода успешно стекает «в гости» к жителям. Она практически затопила переулок Киевский, в котором находятся три мельницы. Люди рассказали, что не могут добраться до работы.

- До того, как на этой улице прошел ремонт, лужи в проезде Киевском были, - рассказал Сергей ГАЛКОВ, - но чтобы затапливало весь проезд - никогда! Получается, после ремонта стало только хуже.

- Реконструкция улицы Киевской прошла строго в соответствии с проектом, - пояснила «НГ» начальник ПТО ТОО «Аяз» Ольга ЗАВГОРОДНЯЯ. - От оси дороги налево и направо идет уклон, чтобы вода уходила вдоль бордюров. Высотная отметка дороги выдержана, съезды выдержаны. Корректировать рельеф при строительстве мы не можем.

Проектировщики, как выяснилось, изначально не учитывают особенности рельефа при составлении проекта дороги. И заранее не могут предугадать, как отразится новая дорога на окружающей ее местности.

Интересно, что на соседней ул. Узкоколейной, где так же в прошлом году прошла реконструкция, таких проблем нет.

- У нас на дороге был предусмотрен безбордюрный профиль, - рассказал старший прораб ТОО «Ван» Павел ГУКОЯН, - специально, чтобы вода свободно уходила. Если на дороге есть бордюры, то должны предусмотреть ливневую канализацию для стока воды. Но подрядчик все делает согласно проекту.

При тройном контроле дитя без глазу

- В ходе строительства трасса проходит тройной контроль - со стороны заказчика (акимат), авторский и технический надзор. На право осуществлять эти надзоры также проводится тендер и разыгрываются бюджетные средства. Технический надзор за ходом реконструкций на обеих улицах - Узкоколейной и Киевской - в прошлом году осуществляло ТОО «Инжиниринг KZ». Специалисты этой организации несколько раз выезжали на объекты и следили за тем, чтобы трассы не отклонялись от проекта.

- Проект изначально проходит госэкспертизу и согласовывается с заказчиком, - сообщил главный инженер ТОО «Инжиниринг KZ» Григорий ДАНИЛОВ. - Это долгая процедура. Порой готовые проекты лежат по нескольку лет, а потом начинается строительство. Для качества дорог лучше, когда ремонт начинается сразу. Ведь спустя два-три года в месте, где планировали дорогу, может что-то построиться и проект на бумаге может отличаться от реальной картины. На ул. Киевской подрядчики от проекта не отклонились. А если есть нарушения, то подрядчики, которые дают гарантию, будут за них отвечать.

И все-таки странно, что, несмотря на согласование проектов и многоуровневый контроль за ходом строительства, мы получаем дороги не лучшего качества. При этом и на разработку проекта, и на контроль, и на непосредственное строительство трасс уходят деньги налогоплательщиков. Но ощущение, что делаются они не для них.

Задача - сэкономить

Этот год также будет богат для Костаная на все виды ремонтов. На ямочный потратят почти 21 млн тенге, на капитальный и реконструкции - 820 5 млн тенге. Самые масштабные переделки ждут улицы Складскую и Рабочую, которые не видели ремонт последние лет десять.

- Тендер на их реконструкцию еще не прошел, - сообщила «НГ» заместитель начальника управления строительства Костанайской области Наталья ТКАЧЕНКО. - Суммы неизвестны, ремонт предусмотрен в рамках Дорожной карты.

Ремонтов, как видим, снова громадье. И вроде бы на отсутствие средств подрядчики в последнее время перестали жаловаться. В чем же причина вечного костанайского бездорожья?

- Выделяемых средств на ремонт трасс предостаточно, - считает директор ДГП «Костанайгосэкспертиза» Вячеслав КОЗАК. - Причина плохого качества ремонта в том, что у нас разные цели. Подрядчикам главное - как можно больше сэкономить, они покупают самое дешевое сырье. А объективный контроль за их работой отсутствует.

Качество зависит от трудно проверяемых мелочей. Каток проедет по асфальту не 10 раз, как положено, а 3-4, или вместо битума положат мастику - может «полететь» вся дорога. И летят, так что, судя по косвенным признакам, и недовкладывают в них, и недокатывают.

Работай подрядчики по существующим нормам, дороги при наличии нынешних средств должны стоять по 5-7 лет. Прибавьте к этому отсутствие квалифицированных специалистов. У половины нет даже специального технического образования, не говоря уже об институтах. Никто давно не обучает тому, как правильно строить дороги.

Этот расклад вполне отражает то состояние дорог, которое сегодня имеют жители Костаная. И пока главной задачей будет экономия, а по сути нажива на бюджетных средствах со стороны подрядчиков, для простых граждан вряд ли что-то изменится.