Выбрать из равных «самых равных»

Галина КАТКОВА

Так в Костанайской области применяют законодательство о госзакупках

С 1 января 2010 года в Казахстане все госзакупки, осуществляемые способом запроса ценовых предложений, проводятся в электронном формате. Этого потребовал закон и бесконечно критикуемая практика проведения закупок, круто замешанная на «откатах» и договоренностях. Процедура, проводимая на веб-портале, должна была хотя бы часть закупа на бюджетные деньги сделать более прозрачной и честной. Удалось или нет, мы попробовали проанализировать на собственном примере.

Цели - благие

Есть, например, такая услуга, как предоставление газетной площади для публикации объявлений, нормативных актов, разъяснений и прочей информации, которую государственный орган обязан или считает необходимым печатать в СМИ. Вот ее-то, услугу, и приобретают департаменты, управления, отделы акиматов через ресурс goszakup.gov.kz.

Это минимизирует очные контакты с чиновниками, в разы снижает усилия по подготовке документации. ( Ведь при проведении традиционных конкурсов речь идет об огромных пакетах документов.) Информация о закупках гораздо более открытая. Любой, кто ладит с компьютером, может легко узнать, насколько сбили цену участники в сравнении с той, что готов был заплатить какой-нибудь департамент. Это важно - деньги-то расходуются бюджетные, то есть из кошелька налогоплательщиков.

И поэтому момент снижения цены - принципиальный. К тому же он тесно связан с нормальной конкуренцией, которая, вообще говоря, и придает смысл процедуре госзакупок. Потратить меньше без потери качества - задача покупателя.

На старте работы в электронном формате на сайте госзакупок была размещена информация о целях нововведения. На первом месте - «снижение бюджетных расходов на приобретение товаров, работ и услуг», дальше - «сокращения затрат на проведение процедур госзакупок», «создание равных условий конкуренции среди поставщиков».

Вот при этих солидно декларируемых равных условиях, например, «Наша Газета» пока редко попадает даже не в число победителей электронных закупок, а просто в число участников.

С перламутровым отливом

До ценовых предложений дело не доходит. На подступах стоят мощные фильтры. Называются «дополнительные условия», которые покупатель прилагает к объявленному лоту. По закону это могут быть условия, которые четко характеризуют, что он хочет купить и какого качества. В этом есть даже элемент заботы о предпринимателях, которые при неясно сформулированных параметрах требуемой услуги рискуют попасть в число недобросовестных поставщиков - если покупатель заявит, что он желал приобрести совсем не то. Типа нужен такой же халатик, но с перламутровыми пуговицами.

Вот на этих «жемчугах» остановимся особо. Строго говоря, пуговичная изысканность не имеет отношения к своему первейшему назначению - халат застегивать. Ведь и пластмасса подойдет, особенно если одежка приобретается за казенный счет.

Однако практика показывает, что некоторые дополнительные условия при госзакупках явно отливают перламутром - не имеют отношения к качеству услуги. Зато отдают нескрываемой заботой о конкретных участниках процедуры.

Итак, дополнительные требования для печатных СМИ - тираж, территория распространения, периодичность выхода в неделю, язык издания. Еще раз оговорюсь, мы изучаем проблему на собственном примере, но это не значит, что она касается только «НГ». Наш отдел корпоративных продаж составил таблицу, в которую вошла большая часть электронных госзакупок 2010 года, касающихся газет, проведенных в Костанае и Костанайской области 27 управлениями, департаментами, ГККП. Всего отследили 140 позиций.

В подавляющем большинстве случаев победителями были либо газета «Костанайские новости» - в целом первое место, либо «Костанай таны» и - прочное второе. Основной камень преткновения для остальных желающих - периодичность выхода. Закупщики как под копирку ставят дополнительным условием выпуск газеты 3, а то и 4 раза в неделю, отсекая еженедельники на подступах. На эту арматуру монтируется еще тираж не менее 9 000 экземпляров, распространение на территории всей области, упор на язык издания. Вместе это и дает право участвовать в электронных закупках преимущественно двум названным изданиям.

Третий - не лишний, и четвертый

Налицо нарушение закона, считает директор ТОО «Твой шанс», издающего еженедельник «Наша Газета», Сергей МИРОЛЮБОВ.

- Условие периодичности создает предпочтение одному из потенциальных участников и не влияет на качество оказания услуг, - говорится в жалобах, направленных руководителем ТОО в областную прокуратуру, инспекцию финансового контроля, в Ассоциацию содействия предпринимательской деятельности, - на русском языке в Костанайской области всего одна газета выходит не менее 3 раз в неделю - это «Костанайские новости». То есть при соблюдении дополнительного условия участие различных (посторонних) СМИ в госзакупках фактически невозможно... Считаем, что указание на периодичность издания сделано для ограничения подачи заявок потенциальными поставщиками... Данное условие является характеристикой поставщика, а это нарушение Закона РК «О конкуренции» и Закона РК «О государственных закупках».

АСПреДКО получила ответ, в частности, от областного маслихата. В нем руководитель аппарата облмаслихата Людмила МАЦУПА ссылается на п. 1 ст. 393 Гражданского кодекса РК о том, что «договор считается заключенным, когда между сторонами достигнуто соглашение по всем существенным его условиям. Существенными являются условия о предмете договора, которые признаны таковыми законодательством или необходимы для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение».

Вся соль - во фразе после запятой. Из нее следует: если маслихат считает какое-то условие существенным, значит таковым оно и будет.

Интересно, что именно с маслихатом уже в этом году случилась во многом показательная история. На портале появилось объявление № 1432849. К соответствующему лоту была прикреплена... техническая спецификация «Костанайских новостей». Ошибку признали, закупки с первого раза не состоялись. А во второй раз, обнаружив, что маслихат не выставляет никаких дополнительных условий, в них поучаствовало ТОО «Твой шанс». И выиграло с ценой 280 000 тенге против запланированных 360 000 тенге. Сэкономило бюджетные деньги, и мир не рухнул без «существенных дополнительных условий». А ведь практически все прошлогодние лоты маслихата сопровождаются требованием 3-разовости выхода.

У многих других закупщиков тоже. Ну добро бы еще речь шла в публикациях о назначении аукционных торгов, более жестко привязанных к дате или о чем-то подобном. (Может, это и надо четко прописывать в дополнительных условиях?) Так нет же. Читаем: управление предпринимательства, срок оказания услуги - октябрь-декабрь 2010 года, дополнительное условие - 4-разовый выход газеты в неделю. Между прочим, речь идет о лоте всего-то в 50 000 тенге. Зачем эти странные условия заказчикам, если речь четко не идет о выходе информации 3 или 4 раза подряд в течение недели?

Смотрите, считайте

Каков итог кропотливой деятельности некоторых заказчиков по «отжиманию» лишних участников? Мы публикуем фрагмент таблицы, в которую сведены итоги прошлогодних электронных закупок. Взяли, на наш взгляд, показательный фрагмент с закупками облмаслихата. Обратите внимание на постоянных победителей, а также на предложения, с которыми они выигрывают. А если на сайте пройтись по решениям об утверждении итогов, то умилишься - как слаженно в паре выглядят «Костанайские новости» и «Костанай таны». Если их участвует двое, то один дает цену ровно такую, как предлагает заказчик, а другой чуточку ниже. Так и чередуются. Вот скажите, что нужно предполагать о процедуре госзакупок, чтобы заявлять ту же сумму, которая изначально планируется закупщиком? Ни копейкой ниже. По-моему, это открытые поддавки в пользу того, кто играет роль соперника.

В том самом маслихатовском закупе, где участвовал «Твой шанс», предложения первоначальных участников были: «Костанайские новости» - 355 135 тенге, «Костанай таны» - 360 000 тенге, цена маслихата соответственно 360 000.

Многими заказчиками также выставляются условия по языку издания. Если требуется публикация на государственном языке, то у многих это оформляется так: «язык издания - казахский». А почему нельзя информацию на госязыке публиковать в русскоязычном издании? В противном случае это снова ограничивает число потенциальных участников закупок. В своем обращении за содействием в АСПреДКО главный редактор «НГ» Ольга КОЛОКОЛОВА предлагает общественной организации способствовать тому, чтобы исключить из объявлений условие о выходе не менее 3 раз в неделю, а также изменить формулировку «язык издания - на государственном и русском» на «информация публикуется на государственном и русском языках».

От нашей переписки, обжалований польза впереди. Правда, пока инспекция финконтроля нарушений не усматривает, да и прокуратура. Но есть ведь и более высокие инстанции, откуда виднее будут хотя бы нарушения закона о конкуренции.

Прямая речь

Директор ТОО «Твой шанс» Сергей МИРОЛЮБОВ:

- Печально, когда те, кому вменено в обязанности контролировать госзакупки, начинают штамповать дежурные отписки, вместо того, чтобы вникнуть в суть проблемы. Такое ощущение, что бюджетные деньги - как дитя у семи нянек. И прокуратура, и финконтроль за ними бдят, но никто не хочет брать на себя ответственность, когда идут сигналы снизу о нарушениях, а не команды сверху.

Инструкция по применению

P.S. В интернет-версии к материалу "Выбрать из равных "самых равных" прилагается таблица, в которую сведена информация о значительной части государственных закупок услуг печатных СМИ за 2010 год. Можно просто посмотреть - данные, приведенные в ней, достаточно красноречивы. А можно еще узнать количество участников, их ценовые предложения.

Для этого необходимо на сайте www.goszakup.gov.kz найти на главной странице раздел "закупки", в нем подраздел "объявления", далее в фильтре в строку "наименование закупки" надо ввести номер объявления из первого столбца таблицы. Все остальные строки оставить незаполненными, с прочерками. Дальше - кликните на "применить" и в открывшейся табличке "список закупа" - на номер объявления в первой графе. Откроется страница с самим объявлением, на которой нужно кликнуть на строчку "итоги". Появится страница, на которой размещено "Решение об утверждении итогов государственных закупок способом ценовых предложений ", на ней и будут ценовые предложения всех участников.

Таким же путем можно получить подробную информацию о закупках методом конкурса. Из таблицы видно, что так услуги СМИ закупает, например, управление внутренней политики акимата Костанайской области, лоты которого в прошлом году стоили от полумиллиона до более чем 2 млн. тенге.

Государственные закупки услуг СМИ за 2010 год.

 

Карикатура Батырбека ДЖУЗБАЕВА