Укрепят ли шаткий бизнес на колесах?

Гребешки такого рода уже вне закона (Фото Николая СОЛОВЬЕВА)

Ольга ЛИХОГРАЙ

Костанайские таксисты требовали от властей разобраться с нелегальными конкурентами

Все такси Костаная работают с нарушением закона. Из 30 фирм договоры с акиматом на перевоз пассажиров и багажа заключены у 24. При этом у большинства из них нет ни медиков, которые ежедневно обязаны проверять состояние водителей, ни механиков, чтобы отслеживать техническое состояние автомобилей. И все 24 такси работают без таксометров. Самое интересное, что у многих таксометры установлены, но ни один не функционирует. У самих таксофирм больше всего претензий к «бордюрщикам», с которыми ни транспортная инспекция, ни сотрудники дорожной полиции ничего не могут сделать. А они-то и мешают вести честный бизнес на колесах, составляя нелегальную конкуренцию.

 

Мафия у бордюров

Проблемы и обоюдные претензии были озвучены 27 декабря в ходе встречи директоров таксофирм с представителями городского акимата, дорожной полиции и транспортной инспекции. По официальным отчетам чиновников, в отношении таксистов в этом году было составлено 93 протокола о нарушениях правил перевозки, 56 - в адрес бордюрщиков.

Специалист по транспорту ГУ «Отдел ЖКХ, пассажирского транспорта и автомобильных дорог акимата Костаная» Валерий РЫМАРЕВ завил, что, несмотря на наличие таксометров, ни одно такси по ним не работает. В салонах нет визитных карточек водителей с фотографиями.

- Клиенты жалуются на то, что часто опаздывают по вине таксистов, - рассказал начальник отдела контроля транспортного комплекса инспекции транспортного контроля Бауржан ТОКАБАЕВ. - В этом году был случай, когда онкобольная не успела на химиотерапию или люди опаздывали на поезда. При проверках водители часто предоставляют свидетельство о регистрации индивидуального предпринимателя, в котором не указан вид деятельности. А нужен патент, в котором вид деятельности прописан, и без которого таксист не имеет права перевозить клиентов.

Как заявил Токабаев, рейды по выявлению нелегальных таксистов (так называемых «бордюрщиков») проходят каждую пятницу. Но выявить нелегалов сложно. Это заявление было встречено шквалом недовольства.

- А что в этом сложного? - не согласился директор такси «Сункар» Адильбек БЕКБУЛАТОВ. - Спросите у водителя, которого вы проверяете, номер такси, в котором он работает. Позвоните и узнайте, действительно ли он сотрудник этого такси. Договора они предоставляют фиктивные. Я сам не раз садился к «бордюрщикам», спрашивал, где работает. Отвечает - в такси «Сункар» и показывает мне липовый договор, заключенный со мной же, хотя я его первый раз вижу. Неужели нельзя применять более жесткие меры?

Другие владельцы отметили, что все удобные места в городе давно поделены между нелегальными таксистами. Их машины заполонили крупные автобусные остановки, рынки, автовокзал. Порой на глазах у пассажиров происходят стычки между официальными водителями и нелегалами. А власти не могут навести порядок с «мафией на колесах».

 

Без таксометров и поясов

Разногласия возникли и по п.36-1 «Правил перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом», в которые в июне этого года были внесены изменения. В нем указано, что машина такси оформляется поясом, состоящим из черных и желтых квадратов, расположенных в шахматном порядке. Высота - 30 см, длина - не менее 100 см.

- В Костанае это нововведение исполняют единицы, - отметил исполнительный директор ассоциации перевозчиков такси Костанайской области Олег БАКАЛЫМ, - а не исполняют даже те, которые имеют заключенные договоры с акиматом. Мы просим представителей дорожной полиции обратить внимание на все авто с шашечками на крыше, вольно разъезжающих по городу без шахматного пояса по бокам.

Многие владельцы такси тут же возмутились тем, что их заставили убрать эмблему с названием такси, которая чередовалась с шахматным поясом.

- Нас заставили стереть свое название «Сункар» на автомобиле, так же, как и такси «Бригада-Next», - заявил Адильбек Бекбулатов. - Хотя это не является рекламой, если название соответствует названию такси, на нем нет номера телефона и буквы не выше 8 см.

Большинство владельцев считает, кстати, что название такси на автомобиле - реальный выход в борьбе с «бордюрщиками».

- Согласно ПДД, нанесение подобных эмблем даже без номера телефона является незаконным, - отметил государственный автоинспектор отдела дорожной полиции Костаная Владислав КОТОВ.

Однако вопрос оказался настолько спорным, что его решили разъяснить через прокуратуру.

Что касается бездействующих таксометров, то владельцы такси заметили, что их нужно вводить одновременно у всех. Ведь клиенты пугаются подобного нововведения и переходят в такси без таксометров.

Водители предложили проводить рейды совместно с представителями власти каждый день в течение месяца, чтобы выдавить нелегалов. Чиновники в свою очередь посоветовали объединить в ассоциацию такси как можно больше перевозчиков.

- Будет ассоциация - будет больше порядка, - заключил заместитель акима Костаная Валерий ПОЛЕШКО.