Сканворд для потребителей - «годен до...»

На рынке «Береке» продавец не показала нам даже накладной на товар

Ольга ГОРАЙ

Прежде чем пробиваться на внешний рынок, надо навести порядок на внутреннем

261 производитель пищевых продуктов из Костанайской области подал заявку в Роспотребнадзор на экспорт. Что и понятно - в общем Таможенном союзе живем. Но чтобы вывозить, например, наши колбасы, они должны быть маркированы в соответствии с техническим регламентом. И не только казахстанским, но и российским. Ведь главное, что хочет знать потребитель: название фирмы-производителя, дату изготовления, срок годности, условия хранения и состав. В Костанае, как убедились корреспонденты «НГ», выяснить все это - проблематично.

Разве не видно, что свежая?

Прежде чем начать поход по прилавкам, мы ознакомились с техническим регламентом «Требования к упаковке, маркировке, этикетированию и правильному их нанесению». Он распространяется на продукцию отечественного и импортного производства, упакованную и не упакованную у изготовителя (производителя), реализуемую на территории РК.

Вооружившись этой памяткой, мы отправились по торговым точкам. За два дня побывали на Центральном рынке, в магазинах «ТОТ», «Тамаша», «Норма» и «Астыкжане». Так как на российский рынок в основном рвутся производители мясной продукции, особое внимание обратили на колбасы. Во всех торговых местах в широком ассортименте представлены марки «От Розумовича», «Хороший вкус», «Березка», «Бам», «Ирина и К», «Фаворит», «Царицыно», «Микоян». Но среди них есть колбасы и неизвестного производства на любой вкус - краковская, рубленая, сервелат, а также копченое мясо и рулеты. И все это без намека на какую-либо маркировку. 

В этом случае остается полагаться только на ответы продавцов. В разных точках мы слышали, что неизвестная колбаса принадлежит конкретным производителям: «От Розумовича», «Березке», «Фавориту», «Карасу-Ет». Но доказать, что она действительно изготовлена этими фирмами, невозможно. Ни вкладыша, ни стикера, никакой доступной информации рядом с колбасой ни в одной торговой точке мы не обнаружили.

Но еще больший сюрприз преподнесла колбаса с маркировкой. Информация для потребителя напечатана вся, но нет даты изготовления. Кстати, срок годности указан - в большинстве случаев не более 20 суток. Только вот с какого дня его считать? Это мы попытались выяснить и натолкнулись на недоумение продавцов. Похоже, никто из потребителей подобные вопросы не задает. Ответ везде звучал одинаково:

- Девушка, но вы разве не видите, что она свежая? На колбасе не ставят дату изготовления, ее же каждый день поставляют.

Попытки определить, насколько свежа эта колбаса и какой документ может доказать ее свежесть, приводили лишь к тому, что нам предлагали попробовать. В двух точках - на Центральном рынке и в «Норме» - показали накладную, в которой стояла печать с датой изготовления. Но гарантий, что эта колбаса именно из этой партии, никакой.   Более того, большинство продавцов не хотело показывать даже накладные. 

Из всего ассортимента колбасной продукции местного производства исключением оказались колбасы торговой марки «Ирина и К». У них на каждую единицу товара  нанесен стикер с датой изготовления. Зато колбасы российского производства - «Царицыно», «Микоян», «Черкизовские» - маркированы все, а надписи «дата изготовления» и «годен до» пропечатаны на каждой единице товара специальным нумератором.

Что не запрещено, то разрешено

Как же получается, что товар без маркировки попадает в продажу? Чтобы получить ответ на этот вопрос, мы связались с производителями.

- Технически маркировку возможно наносить не на все виды продукции, - поясняет технолог торговой марки «От Розумовича» Денис ВЕРБКИН, - в таком случае все данные о товаре указываются на общей упаковке и в накладной, к которой прилагается еще и качественное удостоверение. Своей розничной сети у нас нет, поэтому наш товар к потребителю попадает через посредника. У каждого посредника на наш товар есть накладная и качественное удостоверение. Это разрешено. А ознакомить покупателей с этими документами обязаны продавцы.

А вот для того, чтобы наносить дату изготовления непосредственно на продукцию, утверждают производители, нужно дорогостоящее оборудование. Но его не приобретают, потому что нет такой необходимости.

- Необходим специальный нумератор, - говорит технолог торговой марки «Хороший вкус» Ирина ПЕДАН, - приобретать его нет необходимости, потому что мы в накладной ставим штамп, где пишем дату изготовления, срок хранения и указываем ГОСТ. Плюс выдаем удостоверение качества.

Интересно получается: у нас дату изготовления разрешено указывать в накладной, а в самом регламенте четко прописано: «Если продукция имеет период времени, по истечении которого считается небезопасной для использования, устанавливается срок годности продукции. Если срок годности указывают словами «Годен в течение.... (часов, дней, месяцев или лет)», то на этикетку или упаковку обязательно наносят дату изготовления  продукции. Дату изготовления продукции указывают словами: «изготовлен (произведен) (дата)», а дату упаковки - «упакован (о) (дата)».

Интересно, что на рынке Астаны реализуется продукция только с датой изготовления.

- Мы, согласно техническому регламенту, ставим дату изготовления на каждой единице продукции, - рассказывает директор торговой марки «Ирина и К» Александр КОРЧИНСКИЙ. - Тем более, что мы поставляем продукцию в Астану, а на их рынке без даты изготовления товар продавать нельзя. Мы наклеиваем стикеры и на них ставим дату. Как это принято в России, мы пока не знаем, так как туда пока не поставляем.

Как это принято в России?

Мы задались вопросом, почему российские производители так четко исполняют техрегламент. Как выяснилось, дата изготовления и срок годности - это обязательные условия реализации товара на российском рынке.

- Согласно ГОСТу Р 51074-2003 «Продукты пищевые. Информация для потребителей. Общие требования», каждое колбасное изделие должно быть промаркировано, - пояснила продакт-менеджер ОАО «Фирменный торговый дом «Царицыно» Юлия МАКСИМЕНКОВА.  - На каждой единице продукции должны быть проштампованы дата изготовления и срок годности. Без этой маркировки товар к продаже не допустят.

Мы сравнили содержание технических регламентов - российского и казахстанского. Дата изготовления и срок годности являются обязательными как у них, так и у нас. Только в России за соблюдением регламента четко следят. А у нас контролю такие «мелочи» не подлежат. Поэтому на внутреннем рынке производители ищут лазейки, исполняя эти требования в лучшем случае только частично. При этом фактически снимая с себя ответственность за возможный обман потребителя или за вред, который может быть нанесен его здоровью. Не берет на себя такую ответственность и продавец. Хотя мы нашли немало фактов, когда техрегламент нарушается именно на прилавках. Колбаса оказалась не единственным продуктом, в котором невозможно определить срок годности. Маркировка на сыры наносится на общий батон, а торговые точки продают сыр отдельными кусочками, по которым ни производителя, ни срок годности определить невозможно. А в результате рядовой покупатель не получает достоверной информации о товаре и его безопасность гарантировать никто не может.

Из технического регламента

Информация для потребителя должна быть предоставлена непосредственно с продукцией и располагаться непосредственно на каждой единице продукции в удобном для чтения месте на упаковке, этикетке, кольеретке, контрэтикетке, ярлыке, наклейке, документах, памятках. Она в обязательном порядке должна включать в себя: наименование продукции, информацию о подтверждении соответствия продукции в виде знака либо сертификата соответствия, информацию об отличительных свойствах, составе продукции, производителе и его юридическом адресе, регистрационный номер и дату регистрации для продукции, данные о массе, пищевой ценности, условиях хранения, сроке годности, дате изготовления и штриховой код.

Фото Николая СОЛОВЬЕВА