Нам нужны новые и способные люди

Михаил ГРИШКОВ

Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев подписал указ о мерах по повышению эффективности полиции и судов. И тут же провластные политологи преподнесли это решение чуть ли не как реформу правоохранительной системы. Увы! Подобных указов и различных программ за двадцать лет было немерено, но воз и ныне там. Так что не следует слишком обольщаться по поводу того, что в этой сфере что-то изменится в лучшую сторону.

Указ президента предполагает улучшить работу полиции и судов посредством упразднения или слияния ранее существующих подразделений и создания на их базе новых. Короче, обычное административное тусование старого под новые названия, но только не реформы.

Для честных и серьезных реформ нужны честные и серьезные люди. А пытаться реформировать страну руками вороватых чиновников - глупейшее занятие.

Чтобы произошли реальные перемены, нужны новые люди, способные на волевые решения, готовые пойти до конца, смелые и горячо любящие свой народ и свою родину. Или же должен появиться закон с расстрельной статьей за коррупционные действия, казнокрадство, взяточничество, который бы положил конец чиновничьей вседозволенности и безнаказанности. Увы! Таковых людей пока не наблюдается, как и не будет принят закон с расстрельной статьей. Ну а те, кто дал повод подозревать себя в претензиях на это, сам сидит за решеткой или вынужден скрываться за границей. То есть в части борьбы с коррупцией, казнокрадством и взяточничеством - полнейшая безнадега.

Пока господствует формула «сначала экономика, потом политика», все это будет неотъемлемой частью данного политического режима. Это его кровь, его накопления, благодаря которым все работает, все крутится и держится. Кто с этим не согласен, попробуйте доказать обратное.

Претензии казахстанцев к форме «сначала экономика, потом политика» как к несостоятельной и  ущербной строятся не только на личных рассуждениях, но и на неудачном отечественном опыте двадцатилетней борьбы с коррупцией и положительном опыте Грузии. Именно в Грузии политическая воля была поставлена впереди не только экономики, но в ряде случаев - даже законов. Реформы начались с арестов высокопоставленных чиновников, депутатов, главарей преступных синдикатов.

Понятно, что это не могло не найти своего проявления в отношении к власти. Прослеживалась четкая закономерность: чем больше коррупционеров сажали власти, тем больше недовольных из числа их родственников и челяди пополняли ряды оппозиции. С точки зрения нарушения прав человека это, конечно же, достойно критики и порицания, но с точки зрения интересов людей, возрождения страны, решения ее проблем, по крайней мере,имеет свое оправдание.

Точно так же можно было бы оправдывать жестокость политического режима Казахстана, если бы ее результатом были бы ликвидация коррупции, казнокрадства, взяточничества, уменьшение преступности, создание благоприятных условий для развития бизнеса, для привлечения инвесторов. Увы, вся жестокость режима пытаться реформировать страну руками вороватых чиновников - глупейшее занятие - направлена только на одно: на сохранение самого режима. Но этому нет оправдания с точки зрения интересов людей и страны.