«Ударим союзом по автопробегу

Полгода назад на авторынке Костаная выставлялось 400 машин в день, сейчас - около 200 (Фото Дениса ПОЛУЭКТОВА)

Ольга ЛИХОГРАЙ

И покупатели, и продавцы автомобилей в Казахстане ждут наступления 1 июля

С 1 января практически прекратился ввоз машин иностранного производства в Костанайскую область - как новых, так и бывших в употреблении. На авторынках и в крупных салонах непривычный дефицит. Из-за него цена на автомобили заметно выросла. Неподъемная для большинства плата за растаможку подержанных иномарок закрыла вторичный рынок автомашин, заявляют перегонщики. Чиновники уверяют, что эта мера необходима для поддержания экологии и местных производителей. Как сложилось, что автомобиль в Казахстане вновь становится роскошью, позволительной только для богатых? И самое главное - изменится ли ситуация после 1 июля, когда вступит в силу единый Таможенный кодекс стран - участников Таможенного союза?

 

На рынке - тишина

На местном авторынке, что недалеко от костанайского автовокзала, бойкой торговли не наблюдается даже в пиковые часы продаж - с утра до обеда. Сами перегонщики информацией делятся неохотно, представляться отказываются. Называют лишь общую тенденцию - с нового года никто из них ни одной машины из Германии и Литвы не привез. Сейчас распродают остатки, а чем заниматься дальше - для многих проблема.

- С 1 января полностью изменилась сетка расценок на растаможку автомобилей, - говорит перегонщик с 18-летним стажем, которого все на рынке зовут дядей Женей. - Все зависит от объема двигателя, 1 куб стоит от 1,5 до 3 евро. Получается, что стоимость растаможки почти равняется цене машины. Кто их будет возить?

Дядя Женя сидит в привезенном на продажу «Фольксвагене Т-4», 1994 года выпуска. Пытается продать его за $12 000. Завез его в начале декабря 2009 года, тогда растаможка обошлась в $1000. Если бы привез в начале 2010 года, то на таможне бы уже отдал 7200 евро. Тогда бы и продавать его нужно было как минимум за $20 000.

Частные продавцы говорят, что живут в ожидании июля, когда «таможня даст добро» на беспрепятственный ввоз российских авто.

Автосалоны - без закупа

Ждут июля и владельцы крупных автосалонов Костаная, чтобы скорректировать продажи и разобраться с ценами. Дилеры удивляются: до открытия свободного пространства между Казахстаном, Россией и Беларусью осталось меньше полутора месяцев, а конкретной информации о его выгоде для продавцов и покупателей автомобилей не может дать никто.

- Насколько мне известно, в июле можно будет привезти автомобиль из России без пошлин, если по сертификату он более чем на 50% был собран в России. Шел разговор, что введут квоту на подержанные иномарки, чтобы растаможка не была такой дорогой. Прогнозы можно делать ближе к осени, когда у салонов появится определенное количество машин, наладится закуп, - считает директор ТОО «Тарлан-Авто» Максим КРАЕМКОВ. - Сейчас продажи упали. Когда перед новым годом началась шумиха по поводу введения таможенного пространства, наши дилеры прекратили закуп. Боялись, не знали чего ожидать. Потом стали поступать машины, но не такими большими партиями. Если раньше привозили 100 автомобилей в месяц, то сейчас количество снизилось до 50.

Как рассказал Краемков, машины в их автосалоне в среднем подорожали на $3000.

- Ситуация складывается такая, - отмечает он, - мы постепенно избавимся от автомобильного старья. Человеку будет проще купить либо российский автомобиль, либо дорогую иномарку. С одной стороны, это правильное решение государства. С другой - каждый выбирает для себя, на чем и за какую цену ему ездить, а его ограничивают в правах.

В апреле в Костанае был закрыт автосалон «Mitsubishi Центр». Как заверил «НГ» менеджер по продажам автомобилей «Автодом Motors Kst» Владислав ШАПОВАЛОВ, это явление временное, связано с отсутствием автомобилей у поставщика.

- При малом модельном ряде содержание отдельного автосалона нецелесообразно, - говорит Шаповалов. - С нового года мы автомобили не завозили, так как таможенные пошлины очень высокие. На внутренних складах в Казахстане еще остались автомобили, которые были завезены ранее, и потому распродаются по прежней стоимости, но модельный ряд сокращается.

В июне-июле ожидается поступление новых моделей, но стоить они будут дороже примерно на 15%.

Перегон сворачивается

Костанайский перегонщик машин Юрий МИРОШНИКОВ пострадал одним из первых: иномарки, пригнанные им из Германии в конце декабря, пришлось вернуть, потому что растаможить их по новым ставкам в январе он не смог.

- Когда нам выдали новые сетки цен на растаможку, по которым только сумасшедший сможет ввезти машину, многие погнали их обратно, - рассказывает Мирошников, - а многие побросали на складах и будут вынуждены отдать в фонд государства. Эти пошлины называют запретительными. В России этого не скрывают. Но зачем нам поддерживать частный «АвтоВАЗ» с большой долей государственного капитала, когда у нас разоряется часть населения?

В введении единого таможенного пространства Мирошников видит лишь политическую подоплеку и не видит никаких преимуществ для себя, своих коллег и простых граждан. Говорит, что вторичный рынок автомобилей существует во всем мире. Это большой сектор экономики и избавляться от него за несколько месяцев - неправильно.

- В России предпринимателей предупредили о жестких мерах по защите автопрома за 6 месяцев, - рассказывает Мирошников. - Когда прошло 6 месяцев, сказали, что перестроиться они не смогли и дали еще 6 месяцев. С момента опубликования новых пошлин прошел один год, за который предприниматели могли подумать, как быть дальше. У нас 29 декабря 2009 года опубликовали в «Казахстанской правде» новые изменения, а 1 января 2010 года ввели. Это немыслимо. Такое ощущение, что чиновники на высшем уровне договорились между собой, а по народу ударили.

Мирошников прогнозирует, что через 2-3 года вторичный рынок автомобилей в Казахстане исчезнет. По статистике, в Костанае на 10 машин вторичного рынка продавалась одна новая. Если старых не будет, их нужно заменить девятью новыми, а денег у людей нет. Автомобиль станет роскошью для богатых. А народу будут «впаривать» машины сомнительного качества, произведенные на отверточных линиях в странах ТС.

Чем сердце успокоится?

Представители таможенных брокерских компаний тоже утверждают, что пока не видят очевидной выгоды Таможенного союза - по крайней мере, для автомобильного бизнеса. Во-первых, с января таможня терпит убытки из-за отсутствия потока автовозов и соответственно денежных потоков за растаможку. Во-вторых, каких отечественных производителей мы поддерживаем, избавляясь от вторичного рынка, если в Казахстане новые машины не выпускают?

В результате, считают брокеры, сейчас цены даже на старые иномарки взвинчены на общей волне неясности с таможенным пространством. В том, что спекулятивный момент на этом секторе рынка действительно присутствует, мы убедились, позвонив по нескольким объявлениям в газете «Твой шанс». Возросшую стоимость, к примеру, самого ходового автомобиля марки «Фольксваген» 90-х годов выпуска можно сбить в среднем на $1000-2000.

«Устаканится» ли наш авторынок после 1 июля - тоже большой вопрос. Как считает Владислав Шаповалов, открытие границ для ввоза автомобилей из России не уменьшит стоимость российских машин для Казахстана, так как новые автомобили в их автосалонах имеют ту же цену, что и здесь. У крупных автопроизводителей во всем мире есть определенная договоренность о фиксированной стоимости на конкретные марки. Что же касается дешевых российских автомобилей, то их россиянам самим не хватает.

- Ожидается, что с 1 июля таможенное оформление товаров, произведенных в Беларуси и России и ввозимых с их территории, производиться не будет, - пояснил «НГ» начальник отдела организации таможенного контроля ДТК по Костанайской области Роберт ЮСУПОВ. - По линии таможни ничего взиматься не будет. Останется НДС, который будут взимать налоговые органы. Предпосылок для того, чтобы подорожали российские машины, законодательно не предполагается.

При этом таможенникам пока неизвестно, будут ли считаться российскими (белорусскими) товары достаточной переработки - то есть собранные, но не произведенные в России и Беларуси. Переговорный процесс идет полным ходом, несмотря на то, что сроки вхождения в Таможенный союз очень сжатые. Получается, что новые правила вырабатываются на ходу. А эффект от единого пространства уже сейчас стал негативным для многих.