Стать богаче и умнее

Евгений ШИБАРШИН

Такую перспективу перед гражданами Казахстана открывает окончательный вариант Доктрины национального единства. Ее презентация состоялась в Астане 29 апреля.

После первого обсуждения в Ассамблее народов Казахстана в конце прошлого года ряд общественных объединений тот вариант Доктрины отверг. Им не понравилась идея создания «казахстанской нации» по типу американской. Поэт Мухтар Шаханов тогда заявил, что при таком подходе «казахская нация превратится в один из многочисленных этносов, живущих в нашей республике», и «благодаря политике «триединства языков» русский и английский языки будут занимать господствующую и прогрессирующую роль, а казахский язык постепенно вымрет».

К сожалению, у нас нет возможности сравнивать текст первоначального варианта Доктрины с ее теперешней редакцией. Широкой публике тогда был представлен лишь доклад президента страны Нурсултана Назарбаева, с которым он выступил на сессии Ассамблеи народов Казахстана. Если о Доктрине судить по выступлению главы государства, то в ее текст внесены существенные коррективы.

Во-первых, нигде не просматривается американская модель в определении типа казахстанской нации. Более того, слово «казахстанец» не упоминается ни разу. Его заменили нейтральным «гражданин». Нет, конечно, и «казахстанской нации». Вместо нее «народ» и «нация». Оппоненты первого варианта критиковали его составителей за то, что в нем принижена роль казахов как государствообразующего этноса. Сейчас уже в первом предложении провозглашается:

- Республика Казахстан является единственным правовым и историческим наследником многовековой государственности казахского народа.

А далее на казахский народ возлагается «новая историческая миссия: стать консолидирующим центром объединения Нации». Ни слова не сказано и о программе триединства языков, обошли молчанием и роль русского языка. Что касается языковой политики, то больше говорится о «приоритетности развития и распространения государственного языка как важнейшего фактора укрепления национального единства». Впрочем, для тех граждан Казахстана, кто в таком подходе вдруг увидит ущемление своих прав, есть целая глава, которая называется «Разное происхождение - равные возможности». В ней записано:

- Каждый гражданин Казахстана имеет все шансы полностью реализовать свои возможности и добиться успеха благодаря своим способностям, а не привилегиям или происхождению.

Это лишь повторение положений Конституции, так ведь тут и нечего добавить. Надо так понимать, что если у кого-то не будет «складываться» с продвижением по службе, направлением своего чада на учебу в престижный университет или не было денег на лечение, так в этом надо винить лишь себя, а не свое «пролетарское» происхождение. 

Что касается способностей, которые будут востребованы в обществе, то Доктрина каждому гражданину Казахстана предлагает стать «лучше, богаче, умнее», чтобы «дух победы стал частью его жизни».

Невольно возникает ощущение, что инициаторы Доктрины не видят простой вещи: национальное единство складывается не только из межэтнических отношений. Сегодня ему мешает и огромный разрыв в доходах между отдельными группами населения. Что делать с этим перекосом, сей документ умалчивает.