«У каждого есть свой шанс»

Вот команда, которая начинала делать "Твой шанс". Из тех, кто на фото, трое еще связаны с ним

Галина КАТКОВА

Юбилейное путешествие в прошлое и настоящее издательского проекта

Это было в лихие девяностые. «Шанс», которому в нынешнем апреле исполнилось 15 лет, тогда выходил по пятницам. А по вечерам в четверг происходило следующее. В редакцию приходил человек с городской биржи труда и ему на лист большого формата крупным шрифтом выводили весь массив объявлений о вакансиях. Утром эта простыня вывешивалась на стенде бирж, и около нее толпился народ с блокнотами и ручками, переписывая телефоны. Бесплатно. А газета в это же время лежала в киосках. И за нее еще нужно было заплатить, чтобы издатель «Шанса» мог рассчитывать на прибыль, ради которой, свято уверены мы все, только и можно затевать бизнес. Не только - до сих пор уверен директор ТОО «Твой шанс» Сергей МИРОЛЮБОВ.

«Мамонт сам придет»

- Тогда мы сотрудничали с биржей потому, что точно знали: не у каждого, кто обращается туда, есть 30 тенге, чтобы купить газету. И даже 10 тенге у некоторых нет, - говорит Миролюбов. - Если хотите, в этом был некий романтизм начинающего предпринимателя. Не забывайте, я учился, взрослел в стране, где главенствовал постулат: не ставить личное выше общественного. И на поверку он не такой уж кондовый.

- Но все-таки романтизм и бизнес - вещи мало совместимые...

- Я не имею в виду маниловщину, беспочвенные мечтания в стиле «если бы да кабы». Романтизм в нашем прочтении - это антипод прагматизма, возведенного в абсолют. Это настрой открыто, прозрачно вести бизнес, и не просто «капусту» рубить, расталкивая всех локтями, а пользу приносить, дело делать, нужное для общества, в случае конкретно с «Шансом» - помогать людям решать их проблемы. Первым доказательством этих слов может служить то, что с 1996 года у нас не менялась цена на основные услуги. Стоило коммерческое объявление 100 тенге, и сейчас столько же. Вы даже среди госуслуг подобного не найдете... Если вернуться к примеру с биржей, вообще с поиском работы, то «ТШ», во-первых, цивилизовал рынок вакансий, а во-вторых, позже переформатировал его. Приезжают вербовщики из других регионов и удивляются: а у вас что, не ищут рабочую силу на всяких «пятачках», на улице Саина и так далее? Нет, говорят им в Костанае. Берите «Шанс» и звоните. Нужен мамонт? Вот телефон. Он к вам сам придет. И не надо бегать искать, где эти мамонты собираются.

Что сделал «Шанс» в пору кризиса, частью которого всегда бывает безработица? Проанализировал, как у нас люди ищут работу, как работодатели ищут сотрудников. Это огромная проблема. Впечатление, что рынок труда насыщен лишь бухгалтерами, водителями и симпатичными девушками 45 лет. Это все потому, что работодатели не любят рассказывать о том, что фирма готова предоставить соискателю, а он, в свою очередь неохотно говорит правду о своем образовании и квалификации. Мы у себя изменили некоторые правила подачи объявлений, они стали информативнее. Навели порядок с сетевиками, с агентствами, которые берут 300 тенге за включение вас в мифическую базу данных, а на самом деле отсылают к работодателям, считывая телефоны из «Шанса»... То есть опять во главу угла поставили достоверность и полноту информации. Это очень важно с учетом того, что кроме нашего издания в области нет большего источника общедоступной открытой информации по рынку труда.

Тайна Кибальчиша

- Сергей Николаевич, сегодня «Твой шанс» с тиражом 17-18 тысяч экземпляров - одна из самых крупных газет такого рода в Казахстане. В столицах их тиражи не превышают 10-12 тысяч. На местном рынке - еще меньше, хотя издания, которые пытаются заработать на частных объявлениях, на рекламе появляются бесконечно.

- Да, им несть числа. Только в этом году три родились и закрылись. Помню, что после старта «Твоего шанса», буквально через пару лет, все газеты, в том числе и гордые общественно-политические, начали печатать купон бесплатного объявления... Сюда приходила даже «Из рук в руки», которая с гордостью заявляла на входе, что в Костанае открыта сотая газета этого холдинга. На тот момент капитализация его достигала миллиарда долларов. И этот долларовый миллиардер пришел к нам и ушел.

- Будем говорить о феномене «Шанса»?

- Ну зачем так высоко. К тому же мы ведь не пишем пособие для начинающих издателей, которые намереваются подвизаться на этом поприще. Просто, как писал Гайдар, не знал Плохиш главную тайну Кибальчиша. И вот о ней я готов рассказать. Уже даже начал это делать...

Конечно, лукавство, упоминая о небольших тиражах, не говорить о том, что сейчас - отчасти в связи с кризисом - формируется тенденция ухода СМИ от бумажных носителей в Интернет. А в некоторых регионах есть особенности - не настолько продвинуто и компьютерно обеспечено население, чтобы менять бумагу на виртуальную версию. Но в нашем случае, я считаю, определяющим является не это. А то, насколько «ТШ» сумел стать незаменимым для многих. Даже в мелочах. Привыкнув к нашей системе структурирования информации, люди с трудом воспринимают иную. Наша кажется им удобнее и четче.

Мы в 2004 году проводили исследование в Костанае и выяснили, что 99% опрошенных из числа хоть раз дававших в газету объявление имели дело с «Шансом». Почему, как вы думаете? Я вот думаю потому, что наше издание придумало свою формулу взаимодействия с клиентом. Не ту, которая «клиент всегда прав, даже если он не прав». Это тупиковая модель. Клиент «Шанса» наш потому, что мы реально помогаем ему жить, эффективно хозяйствовать, он развивается вместе с нами. Мы поэтому и миссию своего издания сформулировали так: вместе мы обязательно добьемся успеха.

- А можно об этом как-то поподробнее?

- Легко. Мы начинали с того, что предложили цивилизовать канал по избавлению от лишних и ненужных в хозяйстве вещей. Помните, как раньше было - в комиссионку что попало не брали, приходилось одним торчать на барахолке днями, а другим днями рыскать по ней в поисках нужного. А тут - объявление. Вам звонят и приезжают за бэушной детской ванночкой. Знаете, как появился в газете «Детский уголок»? Мне самому был нужен для маленького сына специальный столик с креслицем... Найти в магазинах его было невозможно. Эта потребность вызвала к жизни соответствующую рубрику. Не удержусь от ностальгических воспоминаний. Какие были времена! Мы, вся команда «Шанса», кайф получали от того, что и как делали в своей газете, пробовали, совершенствовали. При этом специалистов на такой тип издания не было. Я подбирал единомышленников энергичных, креативных. Кстати, первые резюме в нашем регионе, первые объявления о конкурсах на занятие вакантных должностей - в этом именно ТОО «Твой шанс» было пионером. А как мы сеть распространения налаживали... Это же поначалу была «сеть» бабушек, торгующих популярным «Караваном». Я лично убеждал каждую, что рядом с республиканской газетой достойна продаваться и наша, такая классная и нужная. Я говорил: купите «ТШ» за 10 тенге, дайте объявление бесплатно, и вы с наименьшими потерями времени продадите свою старую табуретку, и кровать, и шкаф. Не верили, но пробовали, и получалось... И в точках приема объявлений, которых поначалу было немного, я сам часто бывал, принимал объявления, разговаривал с людьми, что-то им разъяснял. Мы развивались и исподволь - самой формирующейся моделью газеты - убеждали костанайцев, что «Шанс» выгоден не только при продаже пыльных болоньевых плащей. Он помощник и тогда, когда надо купить новую мебель, машину, построить дом - это же газета не только частных объявлений, но и корпоративной рекламы. Вот на этом этапе и сформировалось то, что мы и тогда, и сейчас считаем миссией «ТШ».

«Осветляем мутную воду»

- Тогда вопрос, не проще ли было, нарастив мышцы, зарабатывать по большей части на корпоративной рекламе, придется снять? Идет вразрез с миссией?

- Конечно, это соблазн - «заточить» все под крупных рекламодателей, но тогда придется ущемить других. Не наш путь, тем более, что у нас, я считаю, сейчас достигнут оптимальный баланс между всеми пользователями «ТШ». Предмет нашей гордости другой: из тех, кто когда-то приходил к нам с маленькими объявлениями, выросли предприниматели. Мы ведь начинали, когда не было у людей другого способа заявить, что они умеют что-то делать лучше других, чем заплатить 100 тенге и дать объявление.

- То есть «Шанс» внес свою лепту в развитие малого и среднего бизнеса?

- И вносит. И не только таким образом, как я сказал выше. У меня есть интересное наблюдение, связанное с кризисом, который, как известно, во многом был инициирован процессами на искусственно раздутом рынке недвижимости. Костанай же - уникальный город, в котором в зачаточном состоянии находится риэлторский бизнес, который у нас берет на себя функции исключительно посредника. Не несет юридическую ответственность, как в Европе, а занимается просто посредничеством и перепродажей, задирая цены. У нас газета в этом секторе предоставляла достаточный сервис для людей, желающих приобрести жилье. И благодаря тому, что у нас не было большого количества посредников при продаже недвижимости, когда был всеобщий бум на этом рынке в Казахстане, в Костанае этот пузырь не был раздут так сильно, как в других регионах. У нас люди привыкли покупать квартиры у их владельцев. И заставить человека приобретать их у неких эфемерных обещателей было практически невозможно.

Любой экономист вам скажет, что наличие на рынке объективной информации позволяет субъектам рынка ориентироваться в ситуации. А «Шанс» что делает - он массой своих объявлений дает ориентир о реальной стоимости недвижимости. Другая информация выгодна тем, кто нагревает на этом руки, ловит рыбу в мутной воде. А мы эту воду постоянно делаем прозрачной.

- И вы при этом хотите сказать, что три пятилетки «Шанса» доказывают, что бизнес может быть открытым, прозрачным, не чуждым если уж не альтруизму, то определенной социальной направленности ответственности, и при этом оставаться доходным?

- Есть такая статистика по поводу успешности бизнес-продуктов. В первые 5 лет 90% вновь созданных исчезает. Через 10 лет, наверно, все 98%. А у нас в активе - 15 лет. И «Твой шанс» - уже бренд, узнается по одному названию. Газета выдержала два кризиса: 1998 -1999 годов, связанного с девальвацией тенге, и нынешний. Мы не сокращали людей, не снижали зарплаты. Больше того, для многих «Шанс» остается неким островком стабильности в сегодняшние смутные времена. Думаю, все это достойный повод для юбилейных поздравлений.

Фото из личного архива сотрудника ТОО "Твой шанс" Елены БАТАНОВОЙ