Какая правда нам нужна?

Последние события невольно вновь заставляют задумываться над этим вопросом. Это и отзвуки давней трагедии Катыни, и еще кровоточащая трагедия московского метро, и «супернеореализм» сериала «Школа».

В случае Катыни, давшей название одноименному фильму Анджея Вайды, ответ вроде бы очевиден. Правда о гибели тысяч поляков, вину за которую в СССР долгое время сваливали на нацистов, должна быть достоянием масс. Какой бы она ни была. Другое дело, что политические и националистические игры здесь ни к чему. Как логично заметили при обсуждении фильма Вайды на российском ТВ, было бы нелепо винить сегодня татар за участие в Куликовской битве или немцев за то, что творили совсем другие немцы на советской земле.

Ну а как быть с кровоточащими ранами?  Боюсь, что здесь телевидение работает не только против терроризма, но и на него. Говорите правду. Но зачем же смаковать боль и масштабы злодейств, да еще по сути «пиарить» террористок? Казалось бы, уместнее всего оставить их имена для спецслужб. Так нет же - наша эпоха словно создана для пестования геростратов.

Не наблюдаем ли мы, в том числе благодаря Интернету и более привычным СМИ,  инъекции ненависти и фашизма в массовое сознание? С другой стороны, не работает ли на ту же ненависть культивирование серости и дегероизации как нормы жизни? И тогда, возможно, проблемы той же «Школы» не в том, насколько она реалистична и популярна, либо ругаема, а в том, кто и для чего раскручивает именно такие картинки - картинки мира без комплексов и жажды самосовершенствования, а значит, по большому счету, мира обреченного? Ведь если вы смотрите на людей как на «планктон» или насекомых, то что вы сможете противопоставить тем, кто, творя рукотворный апокалипсис, пойдет на газовую атаку в метро одной столицы и на взрывы в другой?

Юрий БОНДАРЕНКО, профессор КГУ, Костанай