Как товар вы назовете...

Через полгода переработчики обязаны будут отмечать на этикетке наличие сухого молока

Галина КАТКОВА

Молоко обязывают иметь более подробное «резюме»

С 16 сентября в Казахстане должна измениться информация, размещаемая на упаковке молочных пакетов. Постановление об этом подписано кабинетом министров в марте. Полгода производителям дается на детальное ознакомление с новыми требованиями технического регламента «Требования к безопасности молока и молочной продукции», заказ новой упаковки. Самое главное - чтобы потребитель, читая этикетку, смог четко уяснить, использовано ли при производстве товара сухое или сгущенное молоко.

- Изменений в техрегламент, принятый в марте 2008 года, несколько. Требуется, например, указывать вид сельхозживотных - за исключением коровы - от которых получено молоко. И указывать, восстановленное ли оно, то есть произведено ли полностью из цельного молока или с использованием сухого, сгущенного, - объясняет начальник отдела, заместитель главного госинспектора по контролю областного департамента Комитета по техническому регулированию и метрологии Сабит КАППАСОВ. -  В этом случае на лицевой стороне этикеток требуется обозначать «восстановленное из концентрированного молока», «восстановленное из сгущенного молока», «восстановленное из сухого цельного молока», «восстановленное из сухого обезжиренного молока». Причем основное наименование продукта и эта информация должны быть нанесены шрифтом одного размера.

Обязанность обязанностью, но реально вопрос состоит в том, проявят ли производители молочной продукции добрую волю - станут ли честно признаваться покупателям в том, что, например, зимой ну хотя бы изредка разливают по пакетам то, что потребитель именует «порошковым молоком». Ведь если это делается даже 10 дней в году - упаковка должна быть с другой этикеткой.

В конце 2008 года во время скандала с китайским сухим молоком «НГ» выясняла, каким пользуются наши. Тогда, стремясь отвести от себя китайские наветы, большая часть крупных молокопереработчиков признавалась, что «зимой, в ограниченных количествах» сухим сырьем пользуются, но хорошим, не из Поднебесной. Сегодня на трех предприятиях области нас уверили, что, разливая нормализованное молоко этой зимой, обходились без сухого. Правда или нет, проверить сложно. Лабораторно в области это выявить нельзя. 

Через подобную ситуацию уже прошел Роспотребнадзор. Ведь в начале 2009 года у соседей вступил в силу новый техрегламент на питьевое молоко. Там требования были даже более жесткие. Наличие сухого молока требовало называть пакетированную жидкость вообще не молоком, а молочным напитком. Производители встали на дыбы, сформировали мощное лобби. И, судя по ситуации на близком к нам Урале, победили. До сих пор из поездок в те края так и не удалось привезти ни одной упаковки молочного напитка жирностью 2,5%. Привычный с советских времен процент обозначен на коробках и пакетах исключительно с молоком.

Правда, некоторые изменения произошли. В костанайских магазинах полно российского молока «Простоквашино». На лицевой стороне упаковки его производитель заявляет «без сухого молока». Грамотно использовал техрегламент в рекламных целях. Но не это важно. Чтобы так заявлять, надо иметь на это право. И доказывать его тем, кто контролирует исполнение техрегламента во-первых, и тех, кто стоит на страже добросовестной конкуренции, во-вторых. Ведь надпись на пакете заставляет потребителя считать, что у остальных-то, где этикетка не содержит данных о содержании сухого сырья, оно есть. Пусть пока это касается только россиян. Но у нас-то с ними Таможенный союз. И мы вроде собираемся массово везти свою продукцию к ним, а они к нам. И конкурировать придется без государственных различий. Тем более, что как раз сейчас, сообщил Сабит Каппасов, их Роспотребнадзор и наш Комитет по техрегулированию ведут работу по гармонизации своих требований. Сами изменения в наш техрегламент, возможно, введены как раз в связи с Таможенным союзом.

Фото Николая СОЛОВЬЕВА