Транспортный развал в едином союзе

До сих пор б/у автобусы в Костанай пригоняли из Германии. Теперь это невыгодно (Фото Николая СОЛОВЬЕВА)

Ольга ЛИХОГРАЙ

Перевозчики считают, что обновлять автобусы в Костанае стало сложнее

Единый Таможенный союз, в котором Казахстан, Россия и Белоруссия живут с 1 января 2010 года, может снизить качество услуг общественного транспорта. Проблемы с закупом автобусов костанайские перевозчики уже ощутили. Директор ТОО «Турист Транс Сервис» Николай КУШНЕРОВ считает, что в РК не существует программы развития автомобильных пассажирских перевозок.


- О том, что с введением Таможенного союза легковые автомобили подорожают, говорилось часто. Как изменится цена на ввоз общественного транспорта?
- Раньше мы покупали бывшие в употреблении автобусы в Германии, растаможка каждого из них обходилась в 3000-4000 евро. Теперь она будет обходиться нам в 35 000 евро и дороже. К тому же мы вынуждены будем покупать новый транспорт, потому что его ввоз в рамках ЕТС обходится дешевле. Купить новый российский автобус обойдется в $120 000. В Германии мы закупали те, которым по 10 лет, в пределах 15 000 евро. При этом в качестве немецкого автобуса даже с 10-летним пробегом мы уверены больше, чем в новом российском.

- Есть предложения, как изменить ситуацию?
- Да. И мы, Союз перевозчиков Казахстана,  готовы их сделать министерству. В конце февраля в Астане состоится встреча всех перевозчиков РК, где мы их озвучим. Во-первых, нам нужен нормальный тариф за проезд, хотя бы на уровне Астаны - 60 тенге. Нас постоянно в нем сдерживают. Во-вторых, нужна компенсация за проезд льготных категорий граждан. Мы бесплатно возим детей до 7 лет, участников ВОВ, пенсионеров - со скидкой. Тратим свои деньги. Но ни по условиям тендера, ни по Закону о транспорте делать это  не обязаны.

- А что предусматривает закон?
- Что при  осуществлении фирмой-перевозчиком льготных перевозок государство компенсирует ему  затраты. Это и делается в Астане. За проезд льготников бюджет доплачивает 850 тенге в час каждому столичному автобусу. Половина областных центров компенсирует провоз льготников. В нашем бюджете на это средства не закладываются. У нас вообще нет программы развития автомобильных пассажирских перевозок.  Мы согласны вносить конкретные предложения по данной программе, но развитие этой отрасли без помощи государства в принципе невозможно. Больше 16 лет мы на этом рынке и до сих пор  предлагали свои пути его развития, но в нынешних условиях это делать все сложнее.

- Нормальный тариф на проезд и компенсация за льготников способны серьезно улучшить ситуацию?
- Если нас ограничивают в тарифе и не могут найти деньги на льготников, государство должно хоть в чем-то пойти нам навстречу. Это общественный транспорт. И мы фактически выполняем социально значимый заказ. Еще одно из предложений - отмена НДС с доходов. Решение этого вопроса необходимо для повышения рентабельности пассажирских перевозок. Мы готовы покупать новые автобусы в России, если нам дадут беспроцентные кредиты сроком на 7 лет. Мы посчитали, что за 7 лет вернем деньги.

- При этом, заметьте, цена за проезд в Костанае - не самая низкая.
- А давайте посмотрим с другой стороны. Сейчас мы, по сути, обязаны покупать новую технику либо российского, либо европейского качества. Вводят стандарты: евро-2, в этом году планируют евро-3. Евротоп-ливо, которое сейчас стоит 90 тенге за 1 литр, не прошло проверку нашим климатом. Оно замерзает. Мы должны покупать автобусы по тем же ценам, что покупают их в Москве и Европе, где цены на проезд в общественном транспорте в разы выше наших, где несопоставимые с нашими условия жизни, плюс существует компенсация от государства за проезд льготных категорий граждан.  
Понятно, что наши люди  столько платить не в состоянии, но проблему как-то решать нужно. Я думаю, если в правительстве  к нам не прислушаются, то ситуация будет ухудшаться. Правительству проще помочь перевозчикам сейчас, чтобы не упустить момент. Иначе мы рискуем получить развал в сфере автомобильных пассажирских перевозок.  И потом помочь будет нереально.