Вперед в будущее

МВК молл - мекка шопоголиков (Фото автора)

Юлия РЯСКИНА, ng@ng.kz

Бангкок - симбиоз роскоши и нищеты, экзотики и западного модернизма
Я иду по улице. Душно. Шпили гигантских небоскребов щекочут небо в тайной надежде, что оно разразится спасительной влагой. Над головой с визгом пролетают серебристые вагоны надземного метро. На дворе 2552 год. Думаете, я шучу? Вовсе нет.

Машина времени такая же реальность, как булочная за углом. И выглядит она вовсе не как замысловатый аппарат из фильма «Иван Васильевич меняет профессию», а как обыкновенный самолет, Boeing или Airbus. Всего 6 часов лета из Алматы, и вы с легкостью переноситесь из новорожденного 2010 в 2553, именно такой год идет сейчас в Бангкоке.
Бангкок по праву занял свое место в фолианте Гиннесса за самое длинное и витиеватое наименование - Город богов, Великий город, Резиденция изумрудного Будды, Неприступная крепость, Великая столица мира, одаренная девятью драгоценностями и изобилующая огромными королевскими дворцами, которые напоминают райские жилища и из которых правит олицетворение бога, Город, дарованный богом Индрой и построенный Висанукамом. Да-да, именно так, через запятую. Местные жители же просто именуют свой город Крунг Теп - Город Ангелов.
Большинство приезжающих в суматошный и задыхающийся в смоге Город Ангелов, стремится его побыстрее покинуть, а тем не менее, здесь есть что посмотреть: можно поплавать на речном трамвайчике по многочисленным каналам, забраться на макушку одного из самых высоких в мире небоскребов, поглазеть в Королевском дворце на изумрудного Будду и Будду Лежащего по соседству.
Речные трамвайчики, снующие по мутной Чао-Прайе, как вши по Тузику, действительно самый быстрый и комфортный способ передвижения. Река, протекающая через весь город, имеет разветвленную сеть каналов, недаром Бангкок называют азиатской Венецией. Каналы, а по-тайски клонги, - настоящие улицы, со своими названиями, знаками, указателями и со своей жизнью. Здесь полно пряно пахнущих плавучих кафе, хозяйственных и продуктовых лавок, ребятишек, радостными криками провожающих проходящие суда.
Бангкок - город контрастов, удивительный симбиоз варварской роскоши и беспросветной нищеты, восточной экзотики и западного модернизма. Два квартала отделяют новую тайку, цокающую по крытой торговой галерее острыми каблучками своих Маноло Бланик, от сопливого грязного мальчугана, грызущего сухарь, макая его в грязную воду Чао Прайи; роскошные апартаменты в Силоме - от жалких лачуг из картона и жердей, жмущихся к берегам клонгов; последнюю модель Ламборджини, припаркованную поперек тротуара - от прогнивших суденышек, залатанных ржавым железом.
Утлая лодочка бодро рассекает волны, и мы несемся навстречу пирсу Та Тиен, от которого недолгий путь по узким улочкам приводит нас в Храм Лежащего Будды - Ват По. Это самый большой и старый храм Бангкока.
Сам храмовый комплекс - огромный пряничный мегаполис: пагоды, покрытые сверкающими на солнце изразцами, диковинные статуи, золотые будды, башенки, завитки, тропическая зелень, пруды с пузатыми золотистыми карпами.
На входе - небольшой павильон, где тайцы, окуная цветы лотоса в большие чаши, окропляют головы святой водой и покрывают статуи Будды сусальным золотом на удачу. Проделываем то же самое, ведь путешественнику тоже не повредит заручиться поддержкой высших сил. Да, кстати, никогда не гладьте тайцев по голове - вы нечаянно смахнете Будду. Он защищает их, сидя на макушке.
Главная храмовая святыня - Будда, изящно растянувшийся на правом боку, имеет 45 метров в длину и 15 в ширину. Сама скульптура изготовлена из гипса, но покрыта самым настоящим золотом и весит не менее 50 тонн. Огромные ступни лежебоки украшены изящными рисунками из перламутра. Эти узоры содержат в себе 140 специальных знаков, дающих знающему человеку возможность понять, что перед ним настоящий Будда, а не какой-то аферист. Впрочем, ошибиться трудно, уж слишком запоминаются особые приметы: крючковатый нос, полуулыбка, длиннющие мочки ушей и волосы, заплетенные в улитки. Пока я пялилась на гигантское золотое тело, из-за спины статуи раздавался громкий звук непонятного происхождения. Дзинь-дзинь-дзинь, будто сказочный казначей пересчитывал несметные сокровища своего правителя. Выявить источник звука оказалось просто: за спиной Будды на железных треногах стоят 108 горшочков желаний. Для того, чтобы желание сбылось, нужно разменять несколько бат на 108 монеток на входе и при выходе опустить их в эти горшочки. Проще простого.
Ват По также славится превосходной школой тайского массажа. К моему вящему удовольствию оказалось, что тайский массаж вовсе не включает в себя сексуальные опции, которыми так знаменит в наших краях. Напротив, вам даже не нужно снимать верхнюю одежду: вас и так прекрасно скрутят, растянут, на вас сядут и по вам походят.
Зарядившись энергией, мы взяли путь в Королевский дворец и Храм изумрудного Будды - Ват Пра Кео. Дорога от пирса до дворца оказывается несколько длиннее. Час пик. Поток людей на автобусах, машинах, тук-туках и на своих двоих плывет по законам броуновского движения. Все отчаянно гудят. Чуть не спотыкаюсь о спящего прямо на асфальте странного вида европейца. Он органно храпит, умостив у себя под головой походный рюкзак. В какой-то момент мне даже захотелось вернуться, но, очевидно, точка невозврата была пройдена. Под ногами дымились тарелки с чьей-то едой, сзади меня подталкивала тележка, на которой ехал апельсиновый сок в полиэтиленовых пакетах. Над улицей висел запах рыбы и вонь из канализационных люков. Перепрыгивая через тарелки, передо мной пробиралась маленькая собачка.
Звенящая тишина Королевского дворца оказалась спасительной. Ват Пра Кео - дом изумрудного Будды. И хотя статуя последнего изготовлена не из изумрудов, а из куска жадеита и едва достигает в высоту 66 см, это не мешает ей оставаться самой почитаемой святыней Таиланда. Внутри храма было прохладно, а в воздухе стоял аромат благовоний. Глядя на маленькую зеленую фигурку, защищающую от демонов и приносящую удачу, я погрузилась во внутреннее созерцание и через несколько минут почувствовала невероятную легкость и безмятежность. Время остановилось. Нет, все-таки зря туристы избегают Бангкок, ведь все наносное и суетное уйдет, уйдет вонь, толчея, смог и адская жара, и останутся только правильные воспоминания: тишина храмов, огни, отражающиеся в темных водах Чао Прайи, остро-пряные флюиды ночных рынков и маленькая собачка, спешащая по делам.