Автобусно-вокзальная конкуренция

На «старый» автовокзал заезжают только проходящие маршрутные автобусы

Зульфия НАБИЕВА

Сегодня в Сарыколе работают два автовокзала. Должен остаться один

Вот уже 3 года в Сарыколе разворачивается противостояние двух автостанций. Одна расположена в здании официального автовокзала, который с 70-х годов существовал на выезде из райцентра. Другая - в центре поселка по ул. Павших Борцов - появилась в 2006. Владельцы автовокзалов жестко конкурируют, но потребителям эта конкуренция принесла только дополнительную неразбериху с билетами. Кто и зачем столкнул лбами предпринимателей?

 

Два вокзала, два пути...

- В июле 2006 года аким района Габдулин попросил меня взять и восстановить типовое здание бывшего автовокзала, - рассказывает владелец Серик КУЩУГУЛОВ. - К тому времени автовокзала не было, здание, чтобы не пустовало, передали ДЮСШ. Я затратил 4 млн тенге на обустройство. Открывали торжественно, в присутствии акима области

Что интересно, чуть раньше, в июне того же 2006 года в центре поселка уже начала работать автостанция. Ее владелица Ботагоз БОПАТАЕВА в пассажирских перевозках не новичок, ей принадлежит автовокзал в Костанае, например.

- Аким района Женис Нургалиев сам меня пригласил в Сарыколь и попросил, чтобы я организовала для жителей удобный автовокзал, - утверждает Бопатаева. - Мы осмотрели тогда здание старого автовокзала, там располагалась ДЮСШ. Аким говорил, что это здание бесхозное, с его передачей могли быть проблемы и предложил организовать автостанцию в центре поселка, для удобства жителей. 19 июня 2006 года мне было выдано на руки разрешение на переоборудование жилого дома под автостанцию, летней кухни под пункт отдыха водителей и диспетчерскую за подписью заместителя акима Сарыколя Ш. Жанбалтина. Я купила два дома по ул. Павших Борцов, переоборудовала. У меня и книга откликов есть, где многие сарыкольцы благодарят меня за то, что я сделала для них удобный автовокзал в центре поселка, что им не надо идти куда-то на край села в непогоду. Но я сама писала заявление, чтобы меня включили в список участников конкурса по тендеру на здание прежнего Сарыкольского автовокзала, когда услышала о том, что его собираются восстанавливать. Но меня не только не включили в список участников, но и не уведомили о проведении конкурса.

Вот так: не было ни гроша, да вдруг алтын. То вообще без вокзала обходились, а теперь инициативой первого человека в районе к жизни были вызваны сразу два. Почему? Логичное объяснение одно: как раз в это время аким района поменялся, а у Нургалиева и Габдулина были разные взгляды на место автостанции в жизни сарыкольцев.

С точки зрения пассажиров

Как известно, у пассажира свой интерес: максимально быстро и удобно добраться до пункта назначения. А уж кто его везет и кому принадлежит касса, где он билет покупает - дело десятое. И первое время Кущугулов и Бопатаева, которых странным образом столкнули лбами на одной предпринимательской дорожке, пытались искать какие-то компромиссы. Но какие компромиссы, когда в одном райцентре автовокзалов больше, чем в самом Костанае?

- В июне 2007 года тендер на перевозку пассажиров по маршрутам «Сарыколь-Костанай» выиграл брат Бопатаевой, возглавляющий ТОО «Рудныйавтотранс», - возмущается предприниматель Кущугулов. - И теперь рудненские автобусы обслуживают только автостанцию Бопатаевой, к нам же заезжают редко, а то и вообще не заходят. Нам приходится выпрашивать места в автобусах, постоянно звоним в кассу, принадлежащую Бопатаевой. Там кассир нам, например, говорит, чтобы мы продавали билеты на пять мест. Когда приезжает автобус, то бывает, что места, на которые мы продали билеты, заняты «бопатаевскими» пассажирами. Приходится переоформлять билет на другое время, наши пассажиры страдают. Сейчас мы, по сути, обслуживаем только проходящие рейсы. Терпим убытки, ведь содержать и отапливать такое огромное здание очень накладно!

Бопатаева, очевидно, испытывала те же проблемы, потому что, по ее признанию, одно время арендовала на автовокзале Кущугулова кассу. Платила 60 000 в месяц, чтобы люди могли купить билеты в одном месте. Потом от этой идеи отказалась, говорит, клиентов было мало.

В итоге сегодня пассажиры, прежде чем выбрать, на какой, собственно, автовокзал им идти, должны определить, который из них обслуживает именно его рейс. Что крайне неудобно. Особенно если учесть, что напряженные, судами и разборками подпорченные отношения конкурентов атмосферу в районе вокзалов, прямо скажем, не озонируют.


«Я отступать не собираюсь!»

13 сентября 2007 года аким поселка Сарыколь признал недействительным разрешение, выданное его заместителем Бопатаевой на оборудование автовокзала в жилых помещениях. Причина - его заместитель не имел права выдавать такой документ. Местные же органы власти - отдел архитектуры и градостроительсва - отказывают предпринимательнице в выдаче архитектурно-планировочного задания, а без него она не может должным образом оформить документы для работы автостанции на законных основаниях. Исковые требования Бопатаевой в специализированном межрайонном экономическом суде Костанайской области по поводу незаконного отказа в выдаче АПЗ отделом архитектуры и градостроительства акимата Сарыкольского района о признании недействительным ответа акима от 13.09.2007 года не были удовлетворены. Начальник отдела архитектуры и градостроительства Сарыкольского района Б. Сивамбаев заявил, что генеральным планом Сарыколя автостанция в жилой зоне не предусмотрена, использование земельного участка должно осуществляться строго в соответствии с целевым назначением, а это ведение личного подсобного хозяйства. А также, по его мнению, помещение в доме самовольно переоборудовано и параметры данной автостанции не соответствуют СНиПам (высота зала ожидания должна быть 3,6 м, а высота всего домостроения равна 2,55 м).

- Но я вложила в дело деньги, я ничего не делала самовольно и теперь терять свой бизнес не намерена! - заявила Ботагоз Бопатаева «НГ».

Судебные тяжбы по этому делу длятся уже второй год. Сколько десятков писем и обращений переписано и отправлено в различные инстанции - не сосчитать. В апреле 2008 года письмо с просьбой разобраться в непростой ситуации предприниматель Серик Кущугулов отправил акиму области. Но дело с мертвой точки не сдвинулось. В какую сторону оно повернется теперь, после газетной публикации, можно только догадываться. Но уж точно, бывших и нынешних акимов, по воле которых сложилась неоправданно двусмысленная ситуация, наказывать не будет никто. Кстати, как сообщил «НГ» начальник отдела транспорта и перевозок управления департамента пассажирского транспорта и автомобильных дорог Игорь ГОСТЕВ, на этой неделе специальная комиссия из числа сотрудников департамента отправится в Сарыколь, чтобы провести на месте проверку и выявить имеющиеся нарушения в работе автостанции Ботагоз Бопатаевой.

- Индивидуальный предприниматель Кущугулов обратился с заявлением в областную прокуратуру о незаконной деятельности автостанции Бопатаевой. У нас никаких договорных отношений с ней нет и не было. В реестре действующих автостанций по Сарыкольскому району значится только ИП «Кущугулов», - говорит Гостев. - То, что маршрут «Сарыколь-Костанай» обслуживает ТОО «Рудныйавтотранс» - это на законных условиях: Кущугулов, как второй участник тендера, это решение не обжаловал и в суде не оспаривал. Ситуация запутанная и сложная. Будем разбираться.


Фото Николая СОЛОВЬЕВА