Зарабатывать стали меньше

www. esep.kz

Счетный комитет оценил расходы и траты 2008-го года
В конце июня председатель Счетного комитета Омархан Оксикбаев выступил на совместном заседании палат Парламента. Он сообщил об итогах анализа исполнения бюджета.

- Он свидетельствует о наличии ряда системных недостатков и недоработок, так называемых «узких мест» в сфере экономической и бюджетной политики, - сказал Оксикбаев. - По нашей оценке, кроме влияния финансового кризиса есть много других проблем, сказывающихся на качестве исполнения республиканского бюджета.

Во-первых, это несовершенство вопросов бюджетного планирования. Очевидно, что методология трехлетнего планирования проработана недостаточно... Правительство в течение 2008 года проводило процедуру двукратного уточнения и многократных (17 раз) корректировок республиканского бюджета. Как правило, в таких случаях очень сложно качественно проработать вопросы планирования, поэтому повышается риск несвоевременного выполнения обязательств, в особенности по госзакупкам, а также реализации различных инвестпроектов. Перейду к цифрам.

Доходная часть бюджета составила 3,3 трлн тенге. Несмотря на снижение первоначального утвержденного плана на 4,8%, доходы бюджета не исполнены на 1,5 %, а это небывалое первое за последние 10 лет обстоятельство.

Если сказать, что доходная часть исполнена в основном благодаря поступлению трансфертов из Национального фонда в сумме свыше 1 трлн тенге или более 30% от общей суммы поступлений, то можно увидеть, как сильно снизились доходы в бюджет.

В 2008 году поступления корпоративного подоходного налога от юридических лиц резидентов снизились по сравнению со скорректированным планом на 39 млрд. тенге и составили 573,8 млрд тенге.

Не исполнен план по НДС на товары, выполненные работы и оказанные услуги, фактический уровень выполнения составил 56,2%, в бюджет поступило всего 96,3 млрд тенге против скорректированного плана в сумме 171,2 млрд тенге.

Очень тревожный симптом - это замедление темпов роста поступлений налогов в республиканский бюджет от субъектов малого и среднего бизнеса. Если в 2007 году темп роста составлял 39,3 %, то в 2008 году, наоборот, произошло снижение на 2,2%.

По нашему мнению, здесь существенное влияние помимо мирового кризиса оказала недостаточность мер фискального характера, а также введенный мораторий на проверки. В результате выявленных нами правонарушений в отчетном периоде в доходную часть не поступила сумма 6,1 млрд тенге.

Мы в целом положительно оцениваем исполнение республиканского бюджета по расходной части. Если говорить об исполнении на 99,6 процентов республиканского бюджета, то это за последние десять лет самый высокий показатель.

В отчетном году в местные бюджеты поступило более 1 трлн тенге трансфертов, что на 30 % больше, чем в 2007 году. Возможно, выделенных средств слишком много, что они воспринимаются как «манна небесная». Существенным остается доля нецеленаправленно и необоснованно осваиваемых регионами данных трансфертов с нарушениями бюджетного и иного законодательства. В результате снижается эффективность бюджетных затрат, направляемых на объекты здравоохранения, образования и иные социальные проекты регионов.

Учитывая особую актуальность вопросов, связанных с реализацией антикризисных мер Правительства Республики Казахстан, нами были проведены соответствующие контрольные мероприятия по эффективности использования средств, направленных на поддержку малого и среднего бизнеса, развитие агропромышленного сектора и решения проблем на рынке недвижимости.

Как нами установлено, по состоянию на 1 января 2009 года из 329 млрд тенге, выделенных на развитие малого и среднего бизнеса, освоено только 69,1%.

Средства, выделенные в рамках данной программы, реализуются очень низкими темпами.

Кроме того, средства, выделенные в рамках антикризисных мер, в большей степени расходуются на текущие цели без учета перспективы развития. Ссылаясь на высокие риски, банки второго уровня усложнили процедуру выдачи кредитов и ужесточили требования по залоговому имуществу. Выявлены случаи необоснованного повышения ставки с заявленных государством 12,5% до 18 процентов.

Средства, выделенные на форсированное развитие агропромышленного комплекса через холдинг «КазАгро», также осваиваются неэффективно.