Втулкин, который изобрел велосипед

Ручной велосипед испытывает сам изобретатель
История о совершенствовании простейшей техники и человека

Несколько лет назад в СМИ появилась информация об изобретении принципиально нового летательного аппарата. Он дает возможность человеку подниматься в воздух с помощью собственной мускульной силы. Его придумал костанаец Александр Втулкин. Сейчас в копилке новатора уже 22 изобретения. Однако ни одно из них не принесло ему доходов. Скорее, наоборот. И это после стольких лет усиленного насаждения рыночной психологии. Тогда что им движет? Почему человек, получивший в престижном московском вузе специальность инженера-электронщика, вдруг решил придумать мускулолет, потом занялся ветряными электростанциями, а сейчас увлекся разработкой новых конструкций велосипеда?

Евгений ШИБАРШИН, shibarshin@ng.kz

И пошла мысль работать

Ответ, казалось бы, лежит на поверхности. Мол, не занята голова у человека на основной работе, вот и мается всякими прожектами. Небось, ерунду всякую придумывает, потому и деньги на его проекты никто тратить не хочет.

Насчет «ерунды» не очень справедливо - все новации Втулкина официально признаны и запатентованы. Что касается практического воплощения идей, то здесь все сложнее. Найти свою нишу в огромном разнообразии уже придуманной техники не так-то просто. Но Втулкин упорно пытается ее найти. Зачем?

Когда-то над этим вопросом он не задумывался. Первое изобретение появилось еще во время учебы в авиационном институте. Было оно из области космической связи, вошло в дипломную работу, к тому же воплотили его в реально работающую технику.

Стимулирует? Еще как! И пошла мысль работать... Да не растекаясь по всяким пустякам, а решила, например, придумать такое устройство, чтобы человек мог осуществить вековую мечту летать с помощью силы своих рук. Пичужка какая-то может, а царь природы что ли не способен? Придумал. Вот только очереди из желающих полететь, махая передними конечностями, до сих пор почему-то нет.

Тогда решил Втулкин немного приземлить свою творческую мысль. Почему бы не дать возможность человеку поставить на крышу своего дома маленькую ветровую электростанцию и забыть про всякие КРЭКи и КТЭКи? И опять придумал. Так нет же - народ так присосался своими лампами, холодильниками и телевизорами к Экибастузской электростанции, что оторвать их оказалось непросто.

Опустил свою мысль изобретатель еще ниже - на самую землю. Занялся он велосипедами. И вот тут-то начало приходить прозрение. Не сразу. Вначале он изобрел велосипед, который можно было сложить и поместить в небольшой чемоданчик. И тут появилась коварная мыслишка: «А если он будет тяжелее обычного велосипеда, то что тогда даст это изобретение?» Все попытки найти какое-то мало-мальски подходящее оправдание, что мысль работала не зря, оказались неудачными. А дальше - хуже.

- Я начал думать, что будет, если кто-то согласится дать мне деньги для изготовления опытного образца моего изобретения, а оно окажется неработающим, - говорит Втулкин. - Какими глазами мне потом смотреть на спонсора? Но это умозаключение приобретет свою завершенную форму чуть позже. А пока мысль выдала еще одно изобретение, которое, будучи в чертежах, выглядело безукоризненно: спаренный велосипед, собранный по принципу катамарана.

«А вдруг не получится?»

В США его уже изготовили, но там жестко соединили не только основные элементы конструкции двух параллельно идущих велосипедов, но и педали. Один велосипедист их крутит, второй вынужден делать то же самое. Втулкин предложил эту связку убрать, а задние колеса соединить валом, позволяющим вращать их педалями одного велосипеда. Он разработал механизм отключения сцепления педалей с задними колесами, а при необходимости и каждого колеса с общим ведущим валом.  Первое позволяет одному из велосипедистов во время езды отдыхать, держа ноги на педалях, второе - облегчает поворот.

Такая конструкция хороша для туристических поездок вдвоем. Между велосипедами можно сделать вместительный багажник для рюкзаков, палатки и других принадлежностей, которые всегда могут пригодиться в длительном путешествии.

Чтобы собрать опытный образец, вроде бы многого не нужно. И захотелось Втулкину все сделать самому. Велосипеды купить, а нужные детали выточить у местных мастеров. Но опять нужны деньги. А совесть свое уже берет, нашептывая: «А вдруг не получится?» Пришлось все опять оставить в чертежах.

Но появилась другая идея - велосипед с ручным приводом. Эту схему придумали давно. Вполне возможно, что у кого-то такая идея родилась по причине склонности к техническим чудачествам. Дескать, вращать заднее колесо с помощью педалей для ног проще, но почему бы не попробовать и руками? Хотя есть тут и прагматический смысл: такой привод может понадобиться людям с ограниченными двигательными возможностями. Речь идет, конечно, не об инвалидной коляске, а о полноценном техническом устройстве на двух или трех колесах, которое иначе, как велосипедом, не назовешь. Его отличает относительно высокая скорость, хорошая маневренность, да и психологически человек на нем чувствует себя иначе, чем в инвалидной коляске. Особенно, если болезнь носит временный характер. Тогда что еще здесь можно придумать?

- Дело в том, что прежний механизм привода велосипеда в движение руками не позволял свободно им управлять, - рассказывает Втулкин. - Руки ведь заняты вращением педалей, которые жестко связаны с валом руля, что делало движение неустойчивым. Поэтому педали приходилось вращать одной рукой, а второй держаться за руль. Так было очень неудобно. Возможно, именно по этой причине данная конструкция не нашла широкого применения. Я сделал устройство с защелкой управления, отжимая которую, можно менять направление движения велосипеда, не снимая рук с педалей, а лишь перемещая их по педали горизонтально влево или вправо.

В отличие от предыдущих изобретений, это уже воплотилось в опытный образец, на котором Втулкин проехал по расположенному рядом школьному двору. Чем и вызвал удивление у прохожих. Такую двухколесную диковинку, которая двигается вращением ручных педалей, в Костанае еще никто не видел. Осталось довести до нужной технической кондиции отдельные узлы и хоть выдавай в серийное производство. Изобретатель надеется, что во времена, когда велосипед все больше и больше завоевывает сердца горожан, его новинка будет востребована.

- Имея возможность приводить велосипед ногами и руками, мы увеличиваем его энергетические возможности в полтора раза, - поясняет изобретатель свою идею. - Его можно применять и в качестве тренажера. Особенно тем людям, которым после операции нужен период восстановления, когда ногам нельзя давать большую нагрузку, а мышцы разрабатывать надо.

Самому пробивать дорогу

Александр Втулкин уверен, что новации по велосипеду он доведет до полного технического воплощения. И тогда эта простейшая техника, по его определению, получит «второе дыхание». А все потому, что делал ее своими руками, по ходу работы видел несовершенство своих задумок и сразу их исправлял. Тогда почему бы ему не устроиться на работу в какое-нибудь конструкторское бюро или НИИ и зарабатывать себе новаторством на хлеб?

- Я так работать не могу, - поясняет свою позицию изобретатель. - Мне дадут задание, а если ничего дать не смогу? Чем больше что-то выдумываю, тем больше ответственности перед самим собой. Для меня гораздо важнее не то, что изобретение кому-то пригодилось, а то, что я сделал что-то новое. Поэтому не понимаю тех людей, которые постоянно жалуются, что им не помогают. Изобретатель должен сам пробивать себе дорогу. Но без убежденности в своей правоте ничего не сделаешь. А для этого и нужно быть в согласии с самим собой. Я не боюсь придумывать изобретения, которые кто-то может назвать «чепухой». Ведь писатель начинает писать не с шедевров. Он их создает позже, когда наберется профессионализма. Техническая мысль тоже не может выдать сразу что-то значительное, если не пройдет через изобретение каких-то «мелочей». Я не могу остановить тот процесс, что идет в моей голове. Если не додумаю какую-то идею до конца, не проверю степень ее новизны, заниматься другой проблемой не смогу. Потому и не нужен мне диктат от начальников разных бюро.