Амиржан КОСАНОВ: Ставка больше чем жизнь. Некоторые итоги уходящего года
Уходящий год не стал прорывным в экономическом смысле. Тому - две причины.
Во-первых, внешние факторы состояния мировой экономики, с которой мы связаны нефтегазовой и ураново-медно-хромовой пуповиной, конечно, оказывают свое, не всегда благоприятное, влияние. Конъюнктура цен на эти полезные ископаемые так же турбулентна, как и вся современная геополитика. Эта причина, к большому сожалению, объективная, и мы на нее повлиять не сможем. Но, есть вторая причина - сугубо внутренняя, казахстанская. Речь - о неспособности правительства диверсифицировать эту самую сырьевую экономику. Этот воз застрял где-то в высоких кабинетах левого берега Есиля.

Фото forbes.kz
В Казахстане два фактора, определяющие общее социально-экономическое самочувствие народа: официальная статистика, которой особого доверия не было и нет, и… простые походы рядовых граждан в магазины. Земля и небо, вот как можно охарактеризовать эту разницу!
Видимо, поэтому пока не видно публичных отчетов правительства по таким важным параметрам, как экономический рост, уровень инфляции, состояние цен и тарифов, количество созданных новых рабочих мест.
Тем временем, нас ожидает вступление в силу нового Налогового кодекса.
Как гласит казахская мудрость, «бір құмалақ бір қарын майды шірітеді» (интерпретация поговорки о «ложке дегтя в бочке меда») все эти новации перечеркивает одна - бюджетноориентированная: с 2026 года базовая ставка налога на добавленную стоимость (НДС) составит 16%. Как известно, с 2009 года действовала ставка 12%.
НДС входит в стоимость почти всех товаров и услуг. Поэтому произойдет цепная реакция - повышение цен фактически тотально произойдет в розничной торговле и сфере услуг. Как это отразится на самочувствии рядовых казахстанцев, которые, в отличие от олигархов, жирующих на продаже природных ресурсах, и чиновников, наживающихся на коррупционных сделках, влачат жалкое существование? Кроме того, уже есть факты ухода преприятий малого и среднего бизнеса из Казахстана в соседние сраны – Узбекистан и Кыргызстан, где приняты законы по беспрецедентным налоговым льготам.
Готова ли действующая власть к возможным проявлениям протестных настроений?
Ибо одно дело, когда к митингам призывает кто-то, попивающий кофе в дальнем зарубежье, и совсем другое – когда в этих акциях примет участие униженный и оскорбленный народ, который в начале года поймет, что за те или иные товары и услуги надо будет платить значительно больше, когда отечественный малый и средний бизнес наконец-то объединится и создаст свои политимческие структуры, которые будут выражать его интересы.
Был такой польский фильм «Ставка больше чем жизнь». Как бы ставка НДС в 16% не стала больше... чем жизнь для нашей власти и ее политического будущего.
Судя по действиям правительства и президента, они понимают возможную опасность повышения НДС (я имею в виду реакцию со стороны граждан и бизнеса) для своего дальнейшего комфортного времяпрепровождения, именно этим можно объяснить участившиеся факты крайне жестких мер в отношение наиболее строптивых гражданских активистов и независимых СМИ. Оппозиционное поле и так зачищено, но, видимо, властям всего этого мало.
Неслучайна также тенденция правового популизма в законотворчестве - мы начинаем следовать самым худшим традициям «взбесившегося» российского парламентского «принтера». С Россией все понятно: она воюет с соседней Украиной, вступила в долгосрочный конфликт с коллективным Западом и ведет себя, как загнанный в угол лев в клетке. А у нас какие причины для столь жесткого правового реагирования и превентивных мер? Или мы слепо движемся в фарватере северного соседа?
Налицо - закручивание общественных гаек. В этой связи напрашиваются параллели со старым Казахстаном. Помнится, даже в самые мрачные времена политического застоя того времени в стране все же присутствовали официальные оппозиционные институты: регистрировались партии, которые в открытую критиковали президента Назарбаева (КПК во главе с Серикболсыном Абдильдиным, РНПК во главе с опальным экс-премьером Акежаном Кажегельдиным, Газизом Алдамжароым и вашим покорным слугой и другие). На страницы государственных и так называемых независимых СМИ допускались (!) самые отъявленные оппозиционеры! Одним словом, власть позволяла выпускать политический пар из кипящего котла общественных настроений.
Ныне же котел кипит, а пару не дают выходить. Конечно, одним из достижений власти можно назвать активную внешнеполитическую деятельность главы государства. С этим невозможно спорить. Ибо дипломатия - это несомненный конек президента. Впечатляют цифры подписанных межгосударственных договоров по привлечению иностранных инвестиций. Дай Бог, чтобы они были реализованы, а не стали очередной кормушкой для коррумпированных чиновников. Есть пожелание и акординским агитаторам, чтобы они больше уделяли внимание содержанию подписанных соглашений (какую пользу они приносят стране), а не внешним проявлениям дипломатического протокола и этикета.
В уходящем году заявлена парламентская реформа. Похоже, она охватит и другие сферы политической жизни и будет самой масштабной за время правления президента Токаева. Ее основные параметры уже определены, и не думаю, что новация в виде однопалатного Парламента будет отвергнута плюралистическим обществом: общенациональный консенсус по этому вопросу есть и власти не составит особого труда реализовать этот политический проект.
Но важен другой вопрос: для чего Акорда инициировала его реформирование? Для дальнейшей демократизации общества и государства, и создание реального баланса между ветвями власти или это своеобразный хитроумный ход для продления своего политического бытия?
Что ж, наступающий 2026 год нам и покажет в чем истинная суть намерений власти. Ждать осталось недолго.
С Новым Годом!
Публикуется с согласия автора
Автор - член Общественной палаты мажилиса РК
Статья опубликована на странице Amirzhan Kossan в Facebook
Последние новости




