Николай ГИНЬЯТОВ: По бумажкам от ТОО «АБЗ плюс» – битум рекой, а по факту – туман густой
Напомню, ОО «Правозащитный Центр Костанайской области» уже высказывался по поводу выплаты АО «Национальная компания «ҚазАвтоЖол» 2,77 млрд тенге в адрес ТОО «АБЗ плюс» в зимний период - в качестве предоплаты за приобретённые дорожно-строительные материалы на предстоящий в 2025 году ремонт пяти участков республиканских автодорог (Костанай-Рудный 31 км, два участка по 30 км в Житикаринском районе в сторону границы с РФ, 33 км от «Кайрака» до 412-го пикета и около 30 км. Аулиекольской трассы; всего около 160 км).
При физическом отсутствии строительных площадок в зимнее время материалы, обозначенные в актах выполненных работ, не могли быть завезены на них и не могли храниться возле дорог общего пользования.
При таких обстоятельствах возникли сомнения относительно самого факта приобретения ТОО «АБЗ плюс» заявленных объёмов материалов на эти суммы, а также физического наличия необходимых материалов по всем объёмам заключённых договоров на 1 апреля 2025 года - момент начала среднего ремонта указанных участков автодорог.
Из представленных ТОО «АБЗ плюс» копий актов следует, что приняты на хранение «битумы дорожные нефтяные вязкие марки БМД 70/100»: 29.10.2024 г., 11.11.2024 г., 20.11.2024 г., 11.12.2024 г., 11.12.2024 г., 18.12.2024 г., 22.01.2025 г., 18.03.2025 г. В общем, всё как в анекдоте: «Сколько вешать в граммах – неизвестно, но акт есть».
Из актов ответственного хранения следует, что приняты физически и фактически на указанные даты соответствующие объёмы: 868,4 + 3455 + 984 + 1597 + 1572 + 1000 +500 + 2056 = 12 000 тонн.
12 тысяч тонн битума в объёме – это 200 железнодорожных цистерн.
Следует отметить, что обычно битум хранится в резервуарах от 50 до 5000 тонн (в зависимости от предприятия или базы хранения). Также может транспортироваться и временно храниться в битумовозах или битумных цистернах. Температурный режим: от +120 до +160 °C (чтобы сохранить в жидком состоянии). В герметичных металлических резервуарах с теплоизоляцией и подогревом. Дополнительно: перемешивание битума во избежание расслоения, инертная газовая подушка (например, из азота) - для предотвращения окисления. При длительном хранении важно контролировать: отсутствие доступа кислорода, стабильность температуры, отсутствие воды (влага ухудшает качество). Срок хранения: в жидком виде при соблюдении условий - до 6 месяцев без ухудшения характеристик. В твердом состоянии (охлаждённый битум) может храниться до нескольких лет, но перед использованием требует повторного разогрева и контроля качества.
Из представленных актов невозможно установить условия хранения, а также агрегатное состояние материала (жидкое, твёрдое).
Битум – не мёд, зимой не засахарится, а значит, без специальных условий хранения он просто утратит свойства.
А с ним и качество будущих дорог.
Из представленных актов ответственного хранения также следует, что ТОО «АБЗ плюс» приняло на ответственное хранение 134 662 куб. м щебня и отсева. Колоссальные величины в своих объёмах…
Особый интерес вызывает хронология. Деньги, а это каждый раз сотни и сотни миллионов, иногда и полмиллиарда разом, поступают от АО «НК «ҚазАвтоЖол» в адрес ТОО «АБЗ плюс». И в ряде случаев день в день подписываются акты приёмки материалов с их замерами на площадке ответственного хранения. Совпадение? Слишком уж часто и слишком вовремя. Походит не на логистику с доставкой, а на некий бумажный спектакль с дешёвыми декорациями.
Автор - председатель ОО «Правозащитный Центр Костанайской области»
Последние новости
