Ильзира СТАКАНОВА: Служители музы или челядь?

1 июня 2025, 12:54 |  Мнения

На днях в областной филармонии проходило торжественное мероприятие в честь Дня работников культуры. Традиционные поздравления, чествования, награждения, праздничный концерт. Приглашенные, такие же работники культуры, при входе в здание сразу видели перед собой камерный оркестр, исполняющий классические произведения. Музыка лилась рекой.

Конечно, намерения благие были у тех, кто решил подобным образом проявить свое внимание и почтение к тем, кто трудится на этой почве. Но наблюдая, как в последнее время проходят подобные мероприятия, молчать уже не получается. Мы, музыканты, умеем видеть ситуацию с разных сторон и способны благосклонно отнестись к разным фантазиям со стороны руководителей. Профессиональный праздник у медиков, педагогов, работников машиностроения, банковских служащих - мы всегда сидим в холле при открытых настежь дверях в любое время года и играем, создавая настроение перед получением премий, наград и признаний. Даже в свой профессиональный праздник мы на сцене. Играем в первую очередь для наших постоянных и благодарных зрителей, которые способны стоять и просто слушать нас, и даже для тех, кому в диковинку увидеть живой оркестр, кто бежит и фотографируется на фоне музыкантов, не интересуясь, насколько это удобно в данный момент. Да ради бога, пусть! Кто-то подходит и деликатно благодарит, не отвлекая нас от исполнения. Кто-то продолжает бегать вокруг, громко щебеча и выискивая наиболее выгодный ракурс. Некоторые, для виду потоптавшись рядом, молча проходят в зал на главное мероприятие. Предпочтения и приоритеты разные, понятное дело.

Грустное наблюдаешь потом. Когда в филармонию входит высокое начальство. В этот момент надо обязательно играть, тишины в холле быть не должно. Желательно что-то эффектное, чтобы оценили. Конечно, играем. Это работа. Но у чиновников не хватает ни культуры, ни понимания того, что на встречающих надо обратить внимание. Кивнуть, поздороваться, поблагодарить. Так, как это делали градоначальники и руководители департаментов культуры прошлых десятилетий. Они считали своим долгом подойти, поздравить с любым праздником, имеющим отношение к артистам. Знали по именам всех руководителей коллективов, солистов, штатных музыкантов.

Сейчас чиновники проходят мимо с равнодушными лицами. Словно и нет перед ними людей, создающих для них и приглашенных зрителей праздничное настроение. 

Дальше еще печальнее. По истечении игры музыкантов просят пройти другой дорогой в свои гримерки, дабы не соприкоснуться с вышестоящими людьми. В этот раз я не услышала просьбу то ли их охранников, то ли помощников и пошла привычным путем. Нет, меня не вернули обратно, не сделали замечания. Хотя опыт запрета движения перед чиновниками имею. Прошла мимо беседующего акима с подчиненными, уже на подступе к ним понимая, что в эту сторону путь в этот раз - не для артиста филармонии. Чувствовала себя в это мгновение так себе, мягко говоря. Вспомнила восточные сказки, в которых простые жители Багдада, дабы не осквернить своим взглядом выход падишаха к народу, должны пасть лицом вниз.

Искусство - это не сфера услуг. И работники культуры - это не обслуга. Профессиональный музыкант получает свое образование долго, зачастую за 15-16 лет, в этот период входит трехступенчатое специализированное обучение в музыкальных школах, колледжах и вузах. Чтобы потом воспитывать в людях культуру, нести творчество в массы, создавая праздничное настроение на всех городских мероприятиях и т. д.

Общаясь с коллегами из соседних регионов, знаю, что подобная ситуация практически повсеместна. Возникает вопрос:

почему люди, достигающие определенных высот, позволяют ставить себя выше остальных?

Публичные высокопоставленные персоны, как никто другой, должны понимать: невозможно добиться популярности и народного признания, слабо обладая этикетом и проявляя собственное превосходство.

Автор - артистка областной филармонии им. Е. Умурзакова

От редакции: Информация о профессиональной деятельности автора, указанная в печатной версии "НГ", была неточной. Это ошибка редакции. В данном тексте отображается мнение артиста филармонии.