Четыре аргумента в пользу временной регистрации - Владелец иностранного автомобиля создаёт петицию против утильсбора и первички

Диас СУЛЕЙМЕН

5 марта 2024, 16:42 |  Общество

Дмитрий БАБЕНКО родился в Казахстане, но в связи с лечением переехал на ПМЖ в Российскую Федерацию. После начала войны был вынужден вернуться в Костанай. Чтобы находиться на территории РК более 3 месяцев, получил ВНЖ.

В это время в Казахстане стартовала легализация автомобилей с иностранными номерами. Обратился в ЦОН, чтобы узнать о возможности временной регистрации. Но сотрудники пояснилии, что эту процедуру убрали, а под легализацию он законодательно не подпадает, так как не является гражданином РК. И для передвижения по территории страны необходимо лишь продлевать страховой полис. Продолжил ездить за рулём своего Chery Tiggo, периодически. его останавливали сотрудники полиции. Последний такой случай был 29 января 2024 года, в ходе проверки полицейские сказали, что документы в порядке и Дмитрий может дальше передвигаться на своем транспорте. Но уже 3 февраля вновь остановили, в этот раз выписали штраф и изъяли автомобиль на основании постановления Правительства РК от ноября 2023 года.

Дмитрий не согласился с протоколом и обратился в суд. В ходе слушания дела выяснилось, что отмена временной регистрации стала причиной пробела в законодательстве и несправедливого отношения к целому слою добросовестного и законопослушного населения, который попал в этот самый пробел.

Согласно Закону РК «О дорожном движении», регистрации подлежат все транспортные средства, за исключением участвующих в международном движении и ввозимых на срок не более одного года. Но гражданин другой страны при получении ВНЖ в Казахстане перестаёт попадать под определение «участник международного движения» при условии нахождения на территории страны.

Временная регистрация - это постановка иностранного транспорта на учет с выдачей госномера жёлтого цвета, владелец которого не является гражданином РК и находится временно на территории страны.

Процедура, которую требуют от иностранцев сейчас, это полное снятие автомобиля с регистрационного учета в стране, откуда он приехал. Такой же порядок применяется к гражданам РК, которые ввезли в страну автомобиль из другой страны на иностранном учете для последующей полстановки на казахстанский учет, оплатой первички и утильсбора.

В суде Дмитрию никто не смог объяснить, зачем иностранному гражданину, который находится временно в Казахстане с личным автомобилем и не планирует принимать гражданство РК, нужно проходить процедуру, предусмотренную для граждан РК, снимать с учета, оплачивать первичку и утильсбор. 

Раньше временная регистрация имела полную юридическую силу и, по мнению автовладельцев, превосходно справлялась с задачей по обеспечению безопасности на дорогах - мониторингом автомобилей и быстрым выписыванием штрафов в случае правонарушений.

Почему стало хуже? Дмитрий выделяет четыре причины.

1) Слишком дорого.

- Теперь нужно заплатить утильсбор и за первичную регистрацию, - поясняет Бабенко. - Они все её называют первичкой, а что это значит, толком не объясняют. Вот и получается, что среди водителей никто не имеет об этой первичке нормального представления. Утильсбор - это деньги, которые идут из кармана владельца автомобиля заводу по утилизации. Когда машина уже совсем перестаёт быть пригодной для эксплуатации, её нужно утилизировать, и, по логике правительства, за это должны платить сами владельцы транспорта. Иной раз сумма утильсбора и первички превышает половину или даже полную стоимость самого автомобиля.

Дмитрий считает, что сумма не просто большая, она несправедливая. И приводит сравнение:

- Чтобы зарегистрировать нефтяную скважину, нужно заплатить 100 МРП. Водителю, чтобы зарегистрировать транспрорт, нужно заплатить 500 МРП. Получается, обычного гражданина Казахстана правительство считает в 5 раз богаче, чем нефтяную компанию.

2) Водители окажутся запертыми в Казахстане.

- Зарегистрировав машину в РК, водители не смогут выезжать за пределы страны. - комментирует Дмитрий. - А им это нужно. Не просто же так они оформляли именно вид на жительство в Казахстане. При выезде из Казахстана в другую страну произойдёт зеркальная ситуация. Сейчас мой автомобиль зарегистрирован в России, и поэтому в Казахстане меня и таких, как я, высматривают по российским номерам, вылавливают из общего потока и штрафуют, изымая машину. Так же будет происходить с водителями, если мы зарегистрируем автомобиль на Казахстан и попытаемся передвигаться на нём за пределами РК. В моём случае - в России. Там меня так же отловят, оштрафуют и отберут машину: ведь зарегистрированный в Казахстане автомобиль становится нелегальным в других странах. Эту проблему раньше решала временная регистрация с жёлтыми номерами, но сейчас её убрали. И при регистрации транспорта в новой стране регистрация как бы автоматически исчезает в прежней стране. У нас, иностранных водителей, есть необходимость регулярно пересекать границу по работе, семейным обстоятельствам, состоянию здоровья. Поэтому мы и не изъявили желание делать себе гражданство Казахстана. У многих, например, бизнес в РК, а сами они живут в другой стране. Лечатся в России, а живут в Казахстане. Это касается не только граждан РФ. Я вижу много корейских и китайских номеров, вижу автомобили из Узбекистана. Чтобы законно передвигаться в другой стране, транспорт нужно будет регистрировать заново. Например, я захочу вернуться в Россию. Мне и нужно будет по новой регистрировать машину в России. А теперь представьте, во сколько мне всё это обойдётся. Многие вынуждены продать автомобиль, потому что им невыгодно его держать. Ни пользоваться им в пределах страны они не могут, ни пересечь границу.

3) Плата за право пользоваться своим имуществом.

- Фактически это выглядит как захват чужого имущества, - считает Дмитрий. - Постановление даёт правительству право принуждать людей заплатить бешеные деньги за утильсбор и первичку. А чтоб сговорчивее были, изымают автомобиль. Эту статью оправдывают тем, что она нужна для отлова преступников на угнанных машинах. Правильно: зачем делать работу по выявлению автомобилей в потоке, проверке документов и так далее, если можно просто запретить временную регистрацию, сделав всех иностранных водителей вне закона, и отлавливать их? Хочешь сделать транспорт легальным? Заплати себе в убыток утильсбор и первичку. А наказание за повторное вождение незарегистрированного транспорта - штраф и лишение прав на полгода. По сути это выглядит, как вымогательство, принуждение к оплате. Мы не должны покупать право пользоваться своим же имуществом.

4) В утильсборе отсутствует логика.

- Во-первых, непонятно, куда эти деньги пойдут. - отмечает Бабенко. - Есть сомнения по поводу надёжности завода и вообще его существования. Во-вторых, часто бывают ситуации, когда человек - не первый и не последний владелец автомобиля, а купил его с рук и в дальнейшем так же продаст. И что, все люди в этой длинной очерёдности платят утильсбор? Получается, за всех них отдувается нынешний владелец. А цена не маленькая. В-третьих, утилизация автомобиля - это его переработка для дальнейшего использования металла. Завод деньги с этого получит. В таком случае не водитель должен платить за утилизацию транспорта, а завод по утилизации должен платить водителю за предоставленное сырьё. В некоторых странах так и делают.

Дмитрий Бабенко обратился в редакцию «НГ», чтобы найти людей с похожей ситуацией. Он считает, что решить проблему можно, только обратившись к правительству с просьбой вернуть процедуру временной регистрации транспорта. И хочет сделать это через петицию, которую в опубликал на сайте гражданских инициатив ALASH online.

Фото Диаса СУЛЕЙМЕНА