Юрий БОНДАРЕНКО: Что правит миром?

«Нас десятилетиями учили, что корень человеческих бед в частной собственности»
10 декабря 2023, 08:42 |  Мнения

Тысячелетия тому назад легендарный мудрец Пифагор сказал: «Числа правят миром». Казалось бы, сегодня в хороводах цифровизации мысль становится особенно очевидной. Но так ли уж очевидной? Не стали ли и цифры, и плакатный рынок с его знаменами целесообразности и общей выгоды монархами, которые давно уже царствуют, но не правят?

На эти размышлизмы меня вновь натолкнуло, казалось бы, мелкое в масштабах города, тем паче мира, событие: переезжает из нашего дома старшая по подъезду. Замечательный организатор. Женщина элегантная и при этом с навыками работы руководителя. И что-то никто особенно не рвется занять ее хлопотное место. И это в одном подъезде! А вспомните, как решительно взывали к нам, что надо чуть ли не в самом срочном порядке отказаться от ПКСК (или как их там - наименования менять мы мастера). Но ПКСК-то (хорошие ли, плохие ли) - островки стабильности в нашем все более шатком мире. Во всех же новокоммунальных экспериментах одна главная прореха - зыбкость основы. Сегодня жизнь дома, подъезда может направляться самыми замечательными людьми. Но они же из жильцов. Жильцы же не крепостные, они не прикованы к месту жительства. А значит, и основа-то зыбкая.

Близкое к этому чувство смутной тревоги рождает и зрелище тонкокостных великанов-многоэтажек. Допустим, что все будет построено качественно и по последнему слову науки. А как быть с устойчивой системой жизнеобеспечения в мире все более неустойчивом? Кто у нас обеспечивает поставку лифтов и слежение за их работой? Откуда они у нас? А насколько надежно будет обеспечение энергией? А как быть с авто, заполонившими массу городских дворов?

Один бесспорный плюс: в случае новых пандемий и прочего перемещение обитателей таких «человековейников» проще контролировать. Хотя поддерживать автономно свое существование в частных домиках, да еще и с огородиками, попроще. Так зачем эти гиганты?

Думается, что драма наших дней - именно в зыбкости нашего мира и в расшатывании основ реальной, а не лозунговой стабильности. Скажу, наверное, странную вещь: сегодня в целом при массе проблем и неувязок мы живем сравнительно хорошо. Магазины, банки, учебные и медицинские учреждения работают. Стройки (и не только гигантов) по своему размаху в сопоставлении с 90-ми, да и с советскими годами, впечатляют.

Нашей же (и далеко не только костанайской и казахстанской) ахиллесовой пятой является нехватка ощущения стабильности и веры в справедливость и общеполезность вершащегося. Числа правят миром. Но в мире этом столько нерационального, абсурдистского, что поневоле рождаются мысли о фокусниках, этими числами играющих.

Отсюда и странность референдума о строительстве АЭС. Не будем же мы посредством голосования решать, как производить самолеты или каким образом лечить те или иные болезни? Но в мире, где и ВОЗ, и даже ООНовские трибуны рождают множество вопросов и жарких дискуссий, где сквозь самые прекрасные лозунги и концепции просвечивает корысть и сугубо частный интерес, даже очевидное оказывается (либо кажется) сомнительным, а то и просто пагубным.

У меня нет рецептов. Но я, да и не только я, вижу главное драматичнейшее противоречие ситуации, в которую втягивают всех нас. Это противоречие между все более сплетающимися судьбами самых разных стран нашей маленькой планеты и частными выгодами, когда, что бы там ни было, доброе или злое, главным мерилом становится именно частная либо частно-корпоративная выгода.

Написал и неожиданно задумался: нас десятилетиями учили, что корень человеческих бед - в частной собственности. Но, наверное, все-таки не в ней. Собственность может именоваться как угодно. А те, кто причастны к обладанию ли, к управлению ли, могут видеть мир шире, а могут и очень узко, словно сквозь прорезь прицела, лишь сквозь свои частные интересы. И такие взгляды сегодня, увы, доминируют. По крайней мере, среди многих из тех, кого мы величаем представителями элит.

И что же мы можем? Для начала хотя бы понимать, чувствовать эту банальную истину, а не искать привычные разумные объяснения там, где их просто-напросто нет и быть не может.