Юрий БОНДАРЕНКО: Мы - хомо сапиенс?

«Десятилетиями боремся за мир, при этом постоянно то там, то тут устраиваем глобальные потасовки.»
3 июня 2023, 06:59 |  Мнения

Две с лишком тысячи лет назад знаменитого греческого философа Платона коварно попросили дать определение человека. Тот, не долго думая, отчеканил: «Человек - это двуногое без перьев». Один же из самых подковыристых его учеников сбегал на базар и принес оттуда, кого бы вы подумали, ощипанного петуха: «Вот вам человек Платона».

А ведь и в самом деле определять что-то, наименовать - дело не такое простое. Но высокие умы это не затрудняет. Вот и поименовали эти высокие умы безо всякой ложной скромности представителя рода людского «хомо сапиенс» или «человек разумный». Красиво звучит. Жизнеутверждающе.

Но, как сказано не нами, «по делам узнаете их». А вот как раз, когда доходит до дел, разумность-то наша с вами и кажется нередко ой какой сомнительной. По крайней мере, я, когда частенько оглядываюсь вокруг, совсем не чувствую себя сапиенс, то есть понимающим происходящее с точки зрения заурядного здравого смысла.

Ну посудите сами. Десятилетиями боремся за мир, размахиваем звонкими лозунгами «Не для войны сыновей мы растим!», при этом постоянно то там, то тут устраиваем глобальные потасовки. Где самая примитивная логика?

Или взять здоровье, которому посвящено столько фонтанов красноречия. И, увы, проблемы эпидемий. Эпидемии и пандемии, конечно, не шутка. Но в земных условиях эти болезнейшие каверзы объявляются словно по мановению черта из табакерки. Так, ученые еще годы и годы назад высчитывали, какой должен быть процент заболевших, чтобы объявить эпидемию. Да что нам проценты! Еще и больных-то почти не видно, а уже провозглашают так торжественно, как при Никите возглашали: «Нынешнее поколение будет жить при коммунизме!», что эпидемии быть! И начинают улицы опрыскивать, в скверы не пускать и прочая, и прочая. Люди и в самом деле страдают. Хотя в конкретных случаях не всегда понятно почему. Так на то и спецы, чтобы ясно объяснять. Так ведь и тут с разумностью туговато. Стоит в великой (без кавычек) стране пройти съезду, и, оказывается, гадкому вирусу уже нет места в нашем житье-бытье. И что там все медики мира, если очередная могучая партия порешила: «На том стоять!» А страхи-то не так легко улетучить. Люди с повязками на лицах по-прежнему продолжают мелькать то тут, то там. И если б только мелькать! Вот встречаем с товарищем в гастрономе коллегу. Вузовский кадр, кандидат наук. Повязка, как чачван, - по глаза. И кричит бедолага в тридцатиградусную жару: «Вирус кругом! Я жить хочу, а вы вот не хотите!» Хотя не уместней было бы пойти в фитнес-клуб или на обычную спортплощадку, коими, к радости детей и молодежи, усеивают наш город? Вот вам и сапиенс! Так ведь давно известно, что из перепуганной образованности разумность вытекает, как вода из дырявого сосуда.

Но вот загадка: а с какого перепуга из года в год топируют деревья так, что множество из них гибнет? Казалось бы, и обезьяна поняла, что здесь что-то не так. Но мы же не обезьяны, мы величаем себя хомо сапиенсами.

Не менее загадочна и близка к маршам термитов тяга ходить строем. Один только штрих: спорт и тренерская работа. Как вы думаете для того, чтобы быть вправе тренером, желательно иметь спортивное педагогическое образование? Вообще-то, желательно. Но мы же «сапиенс» и способны всякую идею довести до абсурда, превратив желательное в общеобязательное. Вот и встает вопрос: а если некто мастер спорта по борьбе и т. д., но окончил не спортфак, имеет ли он право на то, чтобы быть тренером? Еще курьезнее с шахматами, да и шашками. И тут востребован спортфак. Если не ошибаюсь, чуть ли не на министерском уровне. Конечно, и шахматисту нужна хорошая физическая форма. Подарил же нам в свое время замечательный датский карикатурист Бидструп серию рисунков, на которых некто плавал, бегал, поднимал штангу, а затем… садился за шахматный столик.

Но это же общая подготовка! А много ли вы знаете шахматных мастеров  и гроссмейстеров со специальным спортивным образованием? Вот и приходится зрелым мужам охотиться за дополнительными дипломами!

И сколько еще диковин вы сами могли бы добавить в нашу кунсткамеру неразумностей! Так, может быть, мы и не «хомо сапиенс», а «хамо хапиенс»?