Остановки в никуда

yudjin

28 мая 2022, 10:04

Помогает ли пассажирам городских автобусов информация, размещенная на остановках?

Пару лет назад на лесной дороге, в глубине практически заброшенного массива в Нижегородской области, появилась необычная, как принято сейчас говорить, инсталляция, прозванная местными жителями «Остановкой в никуда». Она представляет собой классическую советскую остановку из оштукатуренного и побеленного кирпича с мозаикой в виде звезд на стенах.

- В ней подчеркнуто бесполезное общественное пространство, - объяснил суть своего творения автор, нижегородец Владимир Чернышов, - Безымянная остановка отсылает к перманентному состоянию паузы или ощущению бесконечного ожидания.

Подобные чувства появляются при виде и нахождении на остановках Костаная. Кроме того, к ним добавляется чувство неизвестности, тревожность и некомфортность пребывания.

Устанавливаемые с 2017 года «остановки-стринги» на улицах города жители сразу восприняли в штыки, но со временем привыкли, хотя свою главную функцию – защиту от неблагоприятных погодных условий во время ожидания - они не выполняют совершенно. Не спасают эти объекты ни от солнца, ни от дождя и ветра. Не несут они и никакой необходимой и должной информации, которая касается общественного транспорта, сведя роль своеобразных уличных ориентиров на ноль.

По правде говоря, указатели с графиком движения автобусов и названием остановки в том или ином виде на некоторых присутствуют, но далеко не на всех. Много мест остановки общественного транспорта не имеют совершенно никакой информации: ни названия, ни графика. Пример, остановки «Горотдел» и «Обувная фабрика» на ул. Тауелсиздик. Здесь наряду с городскими автобусами останавливаются и пригородные, но информационный вакуум никак не поможет пассажирам. Некоторые совмещены с объектами бизнеса, который ярко оформлен, в отличие от остановочной части.

Повсеместно встречаются остановки, на которых где-то поблизости, на столбе можно найти выцветший и потрепанный флажок, конечно же с устаревшей несколько лет назад информацией. Такой обнаружил на остановке «Мельзавод», хотя уже и сама остановка имеет другое название, если верить голосу из информатора в автобусе.


Новые стеклянные остановочные павильоны на проспекте Абая еще 5 лет назад снабдили наклейкой с информацией о маршрутах, но за последние годы они не только стали бледными или исчезли совсем, они также потеряли правдивость и актуальность. Пандемия внесла существенные коррективы в общественный транспорт города: изменился маршрут движения некоторых автобусов, значительно увеличился интервал и график начала и окончания движения, маршруты № 22 и № 23 исчезли совсем с улиц города, но информация о них до сих пор числится на наклейках. При этом корректировать нужные пассажирам данные и приводить в порядок внешний вид никто не торопится.

Если местные жители еще как-то ориентируются в ежедневно используемых маршрутах, то о приезжих гостях города думать у нас не принято. Хотя сейчас, когда наступает время летних отпусков и снова, как в доковидные времена, можно свободно перемещаться, количество иногородних значительно увеличится. Самое время восполнить этот пробел в городской среде.


Но, как говорится, свято место пусто не бывает - пространство остановочных павильонов лихо используют по другому назначению, преимущественно рекламному и агитационному. Эпоха объявлений о продаже разного рода бытовых предметов ушла в интернет, но концертные афиши и предвыборные листовки упорно не сходит со стен остановок. Имеют ли организаторы концертов многочисленных артистов казахстанской эстрады разрешение портить городское имущество, неизвестно. Но пользуются они этим регулярно. Как и очередные внеочередные выборы. Даже невзирая на надпись «Соблюдайте чистоту» расклейщики лепят свои портянки поверх и не спешат убирать за собой, превращая павильон непонятно во что.

Проблема для города не новая, в СМИ регулярно появляется информация о разбитых павильонах и трудностях пассажиров, ожидающих транспорт. Еще в феврале 2021 года в одной из местных газет главный специалист отдела ЖКХ, пассажирского транспорта и автомобильных дорог акимата г. Костаная Нурдаулет Бейсенов сообщал:

– По мере необходимости стараемся следить за их надлежащим видом, ведь с течением времени и погодных условий таблички выгорают, портятся, становится не видно букв и цифр. Последний раз их меняли в прошлом году. Следующая замена табличек и, к слову, изменение интервала движения городских автобусов, ожидается весной – в конце апреля или в начале мая.

Прошло уже более года с того интервью, но чиновники из ЖКХ нисколько не исправили ситуацию. Да, конечно, они могут сослаться на то, что наличие названия остановки и график движения автобусов не обязательны, поскольку не регламентируются государственным стандартом по обустройству дорог общего пользования. Но речь идет о благоустройстве города, создании понятной и комфортной транспортной среды для жителей и гостей.


Во многих городах это понимают и размещают на остановочных павильонах актуальную информацию. Пример тому не только столица Казахстана, где карта-схема есть практически на всех остановках, но и такой же областной центр, как наш, Усть-Каменогорск. На таких указателях отмечены ваше местонахождение, проходящие здесь маршруты со всеми остановками, а также достопримечательности, нужные социальные и другие публичные объекты, находящиеся в шаговой доступности.

Будучи в прошлом году в Тюмени, на каждой остановке заметил подробное поминутное расписание каждого маршрута, которое на удивление соблюдается достаточно точно.

Возможно ли такое в Костанае или отсутствие графика по-прежнему будет давать возможность перевозчикам его не соблюдать?

Есть в городе и такие остановки, на которых безнадежно ждать автобус. Это три вполне приличного вида новые остановочные павильоны, расположенные на улице Чкалова в отрезке от пр. Абая до ул. Гашека.

Их установили 3 года назад после капитального ремонта улицы, затратив не один миллион тенге. Но с какой целью, ведь автобусные маршруты здесь не проложены? Горожане не раз задавали этот вопрос. Меняющиеся руководители из акимата отвечали, что будут пересмотрены маршруты. Но кто и когда их пересмотрит, остается загадкой. Поэтому используют их теперь бабушки с авоськами, чтобы передохнуть в походе за продуктами или любители посидеть в "кафе Ветерок" и полюбоваться закатом.

Из экскурсии по городским объектам уличной инфраструктуры можно сделать вывод: информацией в помощь жителям и гостям города не занимались давно, павильоны используются кем придется, да и порядок наводится редко. В передвижении по городу остается рассчитывать на свои силы, наблюдательность и язык, который, как известно, куда угодно заведет.

Добавьте свою новость »