Николай ВОРОНИН: На бочке с порохом не курят

"Просто надо не бояться называть вещи своими именами. Народу нужна правда, вся правда и только правда"
22 февраля 2020, 08:38 |  Мнения

Сначала нам старались внушить, что в Кордайском районе Жамбылской области был бытовой конфликт, хулиганские действия, толковали про каких-то провокаторов. А ведь было понятно, что это конфликт на национальной почве. Убийства, сожженные дома и автомашины. Это вам не невинная жестокость ребенка, который из любопытства обрывает у бабочки крылья. И это не хулиганы. Тут под обычное расписание не подведешь. Тут истина в глубине.

Просто надо не бояться называть вещи своими именами. Народу нужна правда, вся правда и только правда.

Наконец президент Токаев поручил Ассамблее народа Казахстана помочь в урегулировании взаимоотношений дунганской общины и казахского населения. Все стало на свои места. Значит, несмотря на заверения о стабильности, в том числе и в национальном вопросе, у нас на самом деле не все так гладко. Как одуванчик - дунешь и нет его.

Особенно заметно это стало в последнее время. Я уже грешным делом подумал - а не нурлыкуны ли тут стараются? Был Назарбаев, было тихо. Ушел Елбасы и пошли митинги, конфликты. А теперь еще депутат Мурат Бактиярулы предложил внести в закон о госязыке поправку, обязывающую знать казахский язык всех граждан. А в Украине тоже началось все с «ридной мовы».

Вообще-то национализм, как утверждают эксперты, это страшная вещь. Национализм - это когда одна национальность недолюбливает, или ненавидит, или вообще презирает другую. Может быть и так, что она терпит, но считает себя лучше. Национализм - это когда одна нация не признает себя равной во всем с другими. Уже в названии «титульная нация» проявляются признаки национализма. Одна нация не может властвовать над другими, не убеждая себя, что она имеет право на это, что она одарена качествами, отсутствующими у других.

Но есть и другое мнение. Национализм может быть реакцией на собственный комплекс национальной неполноценности. Рассуждают так - ну вот мой народ отстает от других, внес в историю меньший вклад, открытий не сделал и т. д. И тогда превосходящий меня народ меня раздражает и т. п.

Все сказанное не относится именно к Казахстану. Это общая мировая тенденция. А приписывать одной нации какие-то особые черты - не совсем правильно. Во всем мире получили общее признание такие черты наций, как простота нравов русского народа, американский практицизм, английское хладнокровие, французская живость, немецкая аккуратность, способность к абстрактному мышлению у евреев и т. д.. Это не значит, что этих черт нет у других наций. Дело в том, что эти черты названных наций проявляются ярче и сильнее, чем у других.

Часто говорят: «широка русская душа». Но ведь ширина - категория геометрическая и национальности не имеет. То же можно скакать о казахском гостеприимстве. Степень и форма гостеприимства народа объясняется общественно-историческими и конкретно природными условиями жизни. У казахов гость был почти единственной формой общения аула с внешним миром. От него узнавали последние вести - «узун кулак». Сейчас гостеприимство, в некоторых случаях, имеет и теневую сторону. Для высокого начальства и всяких комиссий принято делать обильные угощения, дорогие подарки. Это толкает на грубые нарушения законности. И в нашей области уже были уголовные дела по таким фактам «гостеприимства». Да и, судя по Кордайскому конфликту и по количеству людей, покидающих страну, с гостеприимством творится что-то не то.

Возникает вопрос: правомерно ли говорить о каких-то общих чертах целого народа? И вообще как можно говорить о национальных чертах, если жизнь так насыщена переменами, а стало быть, непрерывно меняются и люди. Таким образом, судить о характере человека, и тем более целого народа - дело весьма субъективное. Бернард Шоу сказал: «Теперь, когда мы научились летать по воздуху, как птицы, плавать под водой, как рыбы, нам не хватает только одного - научиться жить на земле, как люди». Хорошо бы прислушаться.

Попутно хочу сказать еще об одной «бочке с порохом». У нас стремительно увеличивается разрыв между богатыми и бедными. Не помню, у кого прочитал о том, что никуда не исчезло и то, что в советские времена называлось «классовой ненавистью». Наша элита своей роскошной жизнью все заметнее разрушает людей. Надо понимать, что эта смесь ненависти и раздражения народных масс к «хозяевам» страны не сулит ничего хорошего самой элите. Примеров в истории достаточно. Особенно если учесть, что основная масса богатых разбогатела не совсем честным и даже незаконным путем.