Евгений ШИБАРШИН: Идеологического вакуума нет

«Мы имеем признаки системной обработки мозгов идеями либеральной идеологии»
14 марта 2019, 08:01 |  Мнения

Одна из республиканских газет опубликовала интервью с известными в Казахстане экспертами Данияром АШИМБАЕВЫМ и Денисом КРИВОШЕЕВЫМ, которые поделились своим видением причин экстремизма и терроризма.

Ашимбаев отметил, что для Казахстана экстремизм - «один из ключевых факторов риска в течение уже двух десятилетий». По мнению Кривошеева, «угроза терроризма актуальна всегда и везде», хотя «для Казахстана вопрос терроризма не актуален сегодня и сейчас, но это вопрос времени».

Эксперты, хотя и расходятся в оценке сегодняшнего уровня террористических угроз, но в понимании причины озлобления и агрессивности определенной части общества придерживаются одного мнения. Кривошеев видит ее в том, что молодые люди с низким уровнем образования сталкиваются с «суровыми жизненными реалиями». Данияр Ашимбаев ему вторит:

- Общая безыдейность общества, помноженная на социальную несправедливость, - и вот вам готовая питательная почва для экстремизма всех мастей.

Относительно взрывоопасной роли «социальной несправедливости» - спора нет. Этот фактор всегда был причиной социальных конфликтов. Но о влиянии «общей безыдейности» возникают сомнения.

Одной из причин радикализации общества Ашимбаев называет «идеологический вакуум», который возник в начале 90-х годов.

- После распада Советского Союза коммунистическая идеология ушла, а новой, способной ее заменить, так и не возникло, - считает он. - И хотя каждый год принимаются различные послания, концепции и доктрины, понять, какая идеология сейчас у Казахстана, очень сложно.

Тезис о том, что в постсоветских государствах от коммунистической идеологии отказались, но ничего другого взамен не дали, стал настолько общим местом, что мало кто задумывается о его истинности. Хотя в реальности, на мой взгляд, все было по-другому.

Разве в течение всех 90-х и начала 2000-х годов в сознание «совков» не вживляли назойливо либеральную идеологию? Не только в виде отдельных идеологий типа «прелестей» рыночной экономики, в центре которой главной ценностью назвали не труд, а обезличенные дензнаки. Но и в морали, когда под прикрытием «свободы личности» фактически проповедовался индивидуализм. А пружины, двигающие Историю, разве не подменили деяниями отдельных личностей или проявлением обстоятельств экзистенциального характера? Да и философию, которая создает глубокую мировоззренческую основу идеологиям, свели к теологии, а то и к теориям откровенно мистического характера.

То есть мы имеем все признаки системной обработки мозгов идеями, которые политологи относят к либеральной идеологии. Она материализуется в реальных отношениях между людьми, поэтому казахстанцев, столкнувшихся с «суровыми жизненными реалиями», можно сколько угодно «просвещать», но они так и останутся «безыдейными» и никогда такую действительность не примут.

Какую именно идеологию ждут наши эксперты, которая заполнила бы «вакуум», сказать сложно. В мировой практике их набор не так велик. В Казахстане, пытаясь изменить ситуацию, начали дрейфовать в сторону националистической идеологии. Наверное, другого выхода у власть предержащих нет.