Юрия БОНДАРЕНКО: Ждать ли новых Андерсенов?

«Человек отказывается быть наедине с самим собой. И где тут место для творчества?»
8 марта 2019, 09:09 |  Мнения

В начале марта в областной библиотеке им. Л.Н.Толстого подвели итоги очередного Международного поэтического конкурса, посвященного памяти нашего земляка, владевшего акварельной прозрачностью живого слова Анатолия Коштенко. Но раздумья мои не столько о самом конкурсе, сколько об ином: насколько возможно в провинции, в городе, отдаленном от значимых культурных центров, рождение не вторичного, а подлинно живого слова?

Ведь тот же Анатолий прожил, хоть и очень короткую, но богатую событиями и впечатлениями жизнь. Да и жизнь множества мастеров слова, которых мы знаем, будь то Гумилев, Маяковский, Есенин, Симонов, Высоцкий, Евтушенко…, буквально бурлила. А на что в силах те, чья жизнь скудновата на внешние события? Конечно же, прежде всего, надо стремительней окунаться в жизнь. Но…

Был же Андерсен. Жил в крохотной стране. В скудном на события и впечатления мире. И биографии-то у него никакой особо примечательной не было. А многие его сказки – словно звездочки на небосклоне мировой культуры. Так чем же хуже нынешний Костанай той далекой пасмурной страны без гаджетов и Интернета, где «родились» Дюймовочка и Русалочка? Вправе ли мы сегодня ждать новых, уже своих Андерсенов, которые и без поездок на Канары, в Нью-Йорки и Парижи могли бы создать то, что не растает весенней снежинкой, а западет людям в память?

Боюсь, что сегодня новому Андерсону явиться куда труднее, чем в тягучем 19-м веке. И те же нескончаемые вихревые потоки информационно-эмоционального мусора - одна из причин нашей духовно-творческой драмы. У Андерсенов минувших лет и столетий было внутреннее пространство, без которого немыслимо подлинное творчество. Одиночество и даже скука, тягучая утомительность дорог, которые ныне так часто сжимаются в часы полетов, все это становилось аккумуляторами несуетливой мысли и глубинных чувств. А что сегодня? Почти с рожденья ребенок окунается в мир гаджетов, ТВ, а у нас - и уличных говорящих щитов и радиоточек. И чем больше он вырастает, тем интенсивнее заполняется его внутреннее пространство тем, что буквально физически не оставляет места для глубоких чувств, неожиданных образов, собственных размышлений.

И это не общие слова. Оглянитесь вокруг. Сегодня на улице реже встретишь молодого человека и девушку без гаджета, нежели наоборот. А тут еще и музыка, буквально воткнутая в уши. Вроде бы время не тратится зря. А по сути? Человек отказывается быть наедине с самим собой. И где тут место для творчества? Того творчества, которое было бы не подражательным, а сотканным из собственных переживаний и раздумий, требующих своего внутреннего пространства, точно так же, как, к примеру кросс, бег по пересеченной местности требует определенного простора, несоизмеримого с двориком, заставленным автомобилями.

Вот ведь какой парадокс наших дней! Столько говорят о свободе, вспоминают и клянут цензуру прежних лет. Но без полого внутреннего пространства не просто свободу, а и творчество невозможно представить. И здесь мы сталкиваемся с такими головоломными проблемами, которые еще недавно и вообразить было трудно.