Блокировки «в момент активностей». Мобильный оператор назвал причину проблем с доступом к соцсетям в Казахстане

Радио "Азаттык"

2 марта 2019, 18:50 |  Общество

Казахстанский мобильный оператор ответил на обращение потребителя о проблемах с доступом к интернет-ресурсам, сообщив, что ограничения связаны с «активностью» в Сети запрещенного в стране движения.

Фото со страницы Антона Шина в "Фейсбуке". Вы можете посмотреть фото в большем размере, открыв его в отдельной вкладке

По крайней мере так ситуацию объяснили в правительстве, утверждает компания, предоставляющая услуги сотовой связи, сообщает Радио "Азаттык". Однако глава отвечающего за связь и коммуникации ведомства неоднократно отрицал причастность к предполагаемым блокировкам.

Алматинский юрист Антон Шин опубликовал 1 марта на своей странице в Facebook'е копию письма компании «КаР-Тел» - казахстанского оператора услуг сотовой связи и доступа к Интернету. Шин обратился в компанию по поводу недоступности платформы YouTube в вечернее время — там сообщили, что проблемы связаны с действиями властей.

Судя по тексту, мобильный оператор еще в прошлом году задавал вопрос министерству информации и коммуникаций Казахстана и получил оттуда ответ. В котором, как утверждает «КаР-Тел», говорится, что «министерством приняты меры по ограничению доступа к YouTube для пользователей на территории Республики Казахстан в момент активностей организации "Демократический выбор Казахстана"», деятельность которой запрещена в стране.

ДВК - незарегистрированное движение, основанное бывшим банкиром и критиком казахстанских властей Мухтаром Аблязовым, живущим с 2009 года за границей, - в марте 2018 года признано казахстанским судом «экстремистским». Буквально сразу после запрета ДВК казахстанские пользователи начали жаловаться на перебои в работе социальных сетей Facebook, Instagram, YouTube, мессенджера Telegram в вечернее время, когда Аблязов и его сторонники ведут прямые трансляции в Сети.

В письме Шину «КаР-Тел» ссылается на министерство, которое еще в апреле 2018 года ответило оператору связи, что деятельность ДВК запрещена «в том числе на интернет-ресурсах, функционирующих в казахстанском сегменте сети Интернет и иных средствах массовой информации, в сетях телекоммуникаций, социальных сетях, мессенджерах и видеохостингах».

В разговоре с Азаттыком юрист Антон Шин говорит, что обратиться к мобильному оператору он решил из-за систематических проблем с доступом к соцсетям.

- Я отправил [обращения] нескольким операторам, получил ответ от одного. Они дали нейтральный ответ, что не могут отвечать за весь Интернет. В принципе, с точки зрения юридической, это, наверное, корректно, - говорит Азаттыку Антон Шин.

Шин сообщил, что недавно он отправил представительству компании Google в России (YouTube является одним из сервисов Google) письмо, к которому приложил копию ответа «КаР-Тела». Он спрашивает компанию, известно ли ей о блокировке социальных сетей в Казахстане. Письмо он отправил почтой и ожидает ответа.

В компании «КаР-Тел» 2 марта Азаттыку подтвердили, что отвечали Антону Шину. Специалист группы обработки запросов и претензий Ермек Курмансеитов говорит, что письмо подготовили юристы компании.

- Мы направили юристам. Юристы рассмотрели, дали такой ответ. Потому что мы сложные вопросы отправляем юристам. Они сами рассматривают. Дают ответы в соответствии с законом. Мы регистрируем письма, ставим исходящий номер, отправляем, - сказал Курмансеитов.

Министерство информации и коммуникаций Казахстана, которое упоминает в своем ответе Антону Шину «КаР-Тел», на уходящей неделе было упразднено. Его функции в области связи и информатизаци переданы министерству цифрового развития, оборонной и аэрокосмической промышленности, а в области информации — реорганизованному министерству информации и общественного развития. Реорганизованное ведомство возглавил Даурен Абаев, бывший министр информации и коммуникаций. Абаев с прошлого года не раз отвечал на вопросы журналистов о предполагаемых блокировках.

В последний по времени раз Даурен Абаев ответил на вопрос о блокировках 1 марта на коллегии министерства. Он вновь заявил, что его ведомство не имеет к этому никакого отношения и посоветовал обращаться к интернет-провайдерам.

Даурен Абаев сказал на коллегии, что «вопрос [о причинах блокировок] задавался тысячу раз и тысячу раз мы на него отвечали». Он говорил, что иногда могут возникать «технические изменения, технические препятствия» на фоне «увеличения числа пользователей», и пообещал направить обращение в соответствующие «занимающиеся этим вопросом» органы. Вопрос журналиста о том, сколько государство тратит «на блокировку Интернета в Казахстане», Абаев оставил без ответа.

Казахстан в отчете международной правозащитной организации Freedom House с оценкой уровня свободы Интернета в мире (Freedom on the Net-2018) занял 46-е место среди 65 стран. Правозащитная организация относит Казахстан к числу стран, где «часто блокируют социальные сети и коммуникационные платформы».