«Абсурдность зашкаливает!» - адвокаты майора, обвиняемого в сводничестве, высказались в прениях

Ольга ЛИХОГРАЙ

12 февраля 2019, 10:12 |  Криминал

Прения на процессе, в котором главным обвиняемым проходит старший оперуполномоченный по особо важным делам группы по борьбе торговлей людьми УБОП ДП Костанайской области, майор Мухамеджан ЕРБОЛУЛЫ, продолжились в суде №2 Костаная вечером 11 февраля.

После версии государственного обвинителя свою точку зрения высказали адвокаты и общественные защитники подсудимого. Они заявили, что следствие было проведено с большими нарушениями, в деле много недопустимых доказательств, которые нужно исключить, много противоречий и абсурдных нестыковок.

- Ерболулы категорически не признает свою вину по всем предъявленным статьям обвинения, - сообщила адвокат Ляззат ИСМАИЛОВА. - И сторона обвинения не предоставила ни одного доказательства. Считаем, что аудио-видео и фонографические экспертизы должны быть признаны недопустимыми доказательствами, так как заявление о проведении СОРМ (следственно-оперативных розыскных мероприятий - "НГ") было дано, когда материалы уголовного дела уже начали рассматриваться. Постановление на проведение НСД (негласных следственных действий - "НГ") было приобщено уже по окончании судебного следствия. В связи с существенными противоречиями прошу признать результаты НСД недопустимыми доказательствами.

Исмаилова конкретно остановилась на всех статьях УК РК, по которым обвиняют Ерболулы. Согласно обвинению по ст. 190 ч. 2 (мошенничество), Ерболулы совместно с второй подсудимой Юлией Яневой снял со счета умершей пенсионерки около 1,5 млн тенге. По версии обвинения, доступ к данным имел только он, как оперативный сотрудник. Однако в суде Янева отказалась от своих первоначальных показаний, заявив, что оговорила Ерболулы под угрозами.

- Согласно ст. 309 ч.2 п.1-2, Ерболулы обвиняют в сводничестве, которое заключалось в содействии разным лицам для вступления в половую связь с женщинами, оказывающими интимные услугами, в корыстных целях. Однако по закону, чтобы обвинить человека в сводничестве, обязательно нужны услугополучатели и деньги, - отметила Исмаилова. - А где у нас услугополучатели и деньги? Сплошь - неустановленные лица. По одному из эпизодов 10 января 2018 года Марина М. по просьбе Ерболулы ездила в баню, но в суде она не смогла вспомнить точную дату, не сказала, с кем она там встречалась. Возможно, она там просто отдыхала или мылась в этой бане? Кто это докажет? Показания большинства свидетелей не подтверждаются фактами.

Адвокат напомнила: две женщины, оказывающие интимные услуги, пояснили в суде, что претензий к Ербоулулы не имеют, никаких угроз им от него не поступало. Что касается 220 000 тенге, которые подсудимый задолжал Анастасии Алексеевой, предоставлявшей девушек для оказания интимных услуг, то, как заявила Исмаилова, ни в одной записи эта сумма не отображается.

- Абсурдность этого уголовного дела просто зашкаливает! - возмутилась адвокат. - Кому подсудимый причинил вред? В чем были его выгода и преимущества? Более того, в деле изначально фигурирует второй сотрудник департамента полиции Алибек Саков, который, по версии обвинения, также систематически получал денежные средства и интимные услуги. Алексеева в своих показаниях говорит, что с Алибеком ее познакомил Мухамеджан, а по одному из эпизодов именно Саков отправлял девушек в сауну по ул. Джамбула, 25 для оказания интимных услуг. За них девушкам позже обещали рассчитаться, но так и не рассчитались. Но в итоге состава преступления в действиях Сакова следствие не нашло, хотя, по материалам уголовного дела, Саков все делает вместе с Ерболулы. Тогда либо Саков должен быть вместе на скамье подсудимых с Ерболулы, либо здесь никого не должно быть!

В завершение адвокат Исмаилова попросила учесть, что у Ерболулы положительная характеристика с места работы, он раскрыл много преступлений, является образцовым семьянин, воспитывает двоих детей. И попросила вынести частное постановление в адрес сотрудников Нацбюро.

Супруга подсудимого Индира ДЖУНУСОВА, выступающая в качестве общественного защитника, также поинтересовалась на прениях, почему на скамье подсудимых нет Алибека Сакова, фигурировавшего в уголовном деле? И назвала еще две фамилии: Щегреев (гражданский муж Алексеевой) и Цвигун. По ее словам, они также заставляли оказывать девушек интимные услуги, более того, избивали их и преследовали. Но среди обвиняемых Сегреева и Цвигуна не оказались.

- НСД были проведены незаконно, все обвинения расплывчаты, поэтому мы не признаем вину в полном объеме, - отметила супруга подсудимого.

Сам Мухамеджан Ерболулы в последнем слове сказал, что «все мы находимся в трудной ситуации», потому что это «государственная машина».

- Ваша честь, вы как-то сказали, что не бывает дыма без огня, - обратился подсудимый к судье. - Я с вами не согласен. Просто я не могу рассказать о многих вещах, из-за которых я оказался на скамье подсудимых, потому что опасаюсь за свою семью и близких. У меня за плечами 16 лет стажа, я являлся примером для всей республики. При задержании опасного преступника я не поддался алчности, когда мне предлагали огромные деньги, я задержал его, за что был поощрен ценным подарком от министра внутренних дел. С самого начала я пытался предать гласности этот процесс, но люди любят читать только «грязное белье». Я не преступал закон, превышены были только этические нормы. Максимум мое дело можно было рассмотреть при офицерском собрании. И пока мое сердце бьется в груди, я буду искать правду.

Прокурор Серик ЕРГАЛИЕВ в реплике на замечания адвокатов о недоказанности и абсурдности этого дела заметил, что «это было интеллектуальное преступление, никто не будет в телефонном разговоре говорить об условиях оплаты». А все собранные доказательства подтверждаются показаниями свидетелей.