Николай ВОРОНИН: Гладко на бумаге, да забыли про овраги

«Вместо лишения свободы мы позволяем взяточникам и расхитителям откупаться»
16 февраля 2019, 11:37 |  Мнения

17 января 2019 года была принята Дорожная карта развития Антикоррупционной службы Казахстана. Как и во всех наших программах, тут много воды. Предполагается создание сервисных центров, где будут комфортные условия для людей - удобная мебель, питьевая вода, санузел, Интернет. Каким образом наличие туалета повлияет на результаты борьбы с коррупцией, я не сообразил.

Заслуживает внимания в этой Дорожной карте вопрос кадровой политики, которая предусматривает отбор квалифицированных кадров через открытый конкурс. Правда, кажется, такие конкурсы уже проводятся и без всяких программ. В последнее время мы с завидным постоянством узнаем о взяточниках в самой антикоррупционной службе. Складывается впечатление, что борьбу с коррупцией у нас поручили коррупционерам. Они не в силах ни пресечь коррупцию, ни наказать виновных. Так что кадровый вопрос актуален.

Но тут появляются те самые овраги. На второй день после принятия Дорожной карты заместитель руководителя департамента по госслужбе и противодействия коррупции по Костанайской области сообщил, что 48% кандидатов, претендовавших на должности в госслужбе, даже не знали законов. А это уже результат реформ в нашем образовании. Известно, что многие выпускники средней школы не только не слышали о Вавилоне времени правления Навуходоносора, но и не ведают, что существовали Чехов и Горький. Наше платное высшее образование систематических знаний не дает. Оно дает только дипломы (вернее - продает их).

А ведь пришло время с коррупцией бороться всерьез. Она пронизала власть снизу до верху. Высокая зарплата, почетная пенсия... Что еще нужно чиновнику, кроме взятки. У многих чиновников привычка никогда не отказываться от денег одерживает верх. Малейший денежный интерес сразу затмевает всякий другой. Коррупция во власти достигла таких размеров, что честному чиновнику надо научиться или воровать, или закрывать глаза на взятки и воровство бюджетных средств его коллег и начальников. Наш чиновник развращен до такой степени, что даже за действия, входящие в его прямые служебные обязанности, умудряется брать взятки и откаты. Кстати, при Советской власти слово «откат» употреблялось только в артиллерии.

Чиновник, не разрешивший вопроса «Что я могу взять от этой должности?», считается неудачником. Со времен Сократа вопрос «Почему люди, зная, как должно поступать хорошо, поступают плохо» не разрешен. Невозможно убедить ни одного человека, что коррупция - это плохо, если в реальной жизни все видят, что коррупционеры живут очень даже хорошо. Может, пора задать вопрос: «Не много ли добра скопили вы на госслужбе»?

Несмотря на это, мы принимаем акты величайшей несправедливости. Вместо лишения свободы с безрассудным великодушием позволяем взяточникам и расхитителям откупаться, введен мораторий на смертную казнь. Видимо, торжество юриспруденции только мешает нашей власти.

Мы проводим дурацкие флешмобы. Помню, в декабре 2018 года костанайские госслужащие в Ледовом дворце на коньках провели такой флешмоб в рамках противокоррупционного марафона. Практически в это же время задерживали за взятку заместителя начальника колонии. Мне это напоминает анекдот, когда мужик под плакатом «Пьянству бой» ударил себя по лицу и побежал в магазин за бутылкой.

Что делать? Ответ дали еще наши предки. Свод обычного права казахов, известного под именем «Жеты-Жаргы», который был составлен опытным бием (судьей) Туле Алимбековым, предусматривал за воровство, грабеж, насилие и прелюбодеяние смертную казнь. И сейчас тех, кто ворует миллионами, надо расстреливать. Потому что на украденные миллионы не куплено лекарств и от этого умирают люди. Эти миллионы вынуты из науки, медицины и т. д. Получается, что когда воры и взяточники живут, то от этого умирает больше людей.

Плевелы надлежит выдирать с корнем. Только жесточайшие наказания с полной конфискацией. Но власти это невыгодно.