В Казахстане декриминализовали бытовое насилие. Как теперь будут наказывать мужей-тиранов

15 июля 2017, 08:58 |  Государство

Почему уголовный кодекс РК не позволял "закрыть" семейного дебошира. И как наказание за побои изменилось теперь, рассказали Informburo.kz эксперты.

За бытовое насилие в Казахстане теперь будут привлекать только к административной ответственности, а не к уголовной. 3 июля Президент РК подписал закон, согласно которому статьи 108 и 109 УК РК ("Умышленное причинение лёгкого вреда здоровью" и "Побои") переместились из уголовного в административный кодекс. 13 июля поправки вступили в законную силу.

Казалось бы, декриминализация статей о бытовом насилии должна облегчить жизнь любителям распускать руки. Но парадокс в том, что именно теперь у жертв домашних тиранов появился шанс реально отправить их за решётку, пусть на короткий срок.

Как теперь будут наказывать за побои

Прежде, например, побившего жену мужа могли максимум оштрафовать. Статьи Уголовного кодекса предусматривали аресты сроком от 45 до 60 суток. Но эти меры не работали. Применение этих мер было приостановлено до 2020 года. Теперь же мужа, избившего жену, можно по крайней мере "закрыть" на 15 суток. Однако штрафы за побои и причинение лёгкого вреда здоровью при этом стали меньше.

Для сравнения:

Умышленное причинение лёгкого вреда здоровью по Уголовному кодексу наказывалось:

  • штрафом в размере до 200 МРП (525 тысяч тенге);
  • исправительными работами в том же размере;
  • привлечением к общественным работам на срок до 180 часов;
  • арестом на срок до 60 суток (применение ареста было приостановлено до 2020 года в соответствии со статьёй 467 УК РК).

Та же статья в Административном кодексе наказывается штрафом 15 МРП (39 тысяч тенге) либо административным арестом сроком до 15 суток.

"Также в Административном кодексе в этой же статье есть ещё часть вторая, в которой говорится о том, что если кто-то совершает побои повторно в течение года, то это влечёт административный арест сроком до 20 суток, – прокомментировал изменения адвокат Торехан Мухтаров. – Для тех лиц, к которым арест не применяется, по этой статье предусмотрен штраф в размере до 30 МРП (78 тысяч тенге)".

По статье "Побои" Уголовный кодекс предусматривал наказание:

  • штрафом в размере до 100 МРП (262 тысячи тенге) либо исправительными работами в том же размере;
  • привлечением к общественным работам на срок до 120 часов;
  • арестом на срок до 45 суток ( применение ареста также было приостановлено в соответствии со статьёй 467 УК РК).

В Административном кодексе за побои будут наказывать штрафом в размере 10 МРП (26 тысяч тенге) либо административным арестом на срок до десяти суток.

При рецидиве драчуна посадят уже на 15 суток. Третья часть этой статьи предусматривает штраф в 30 МРП (78 тысяч тенге).

"В Административном кодексе более развёрнуто представлены эти статьи, – прокомментировал Торехан Мухтаров. – По Уголовному кодексу, человек мог совершить это преступление, заплатить штраф и на следующий день идти делать то же самое. А теперь чётко сказано, если человек в течение года совершает данное правонарушение повторно, то он безоговорочно привлекается к аресту".

Привлечь к ответственности сложно

Привлечь к ответственности за бытовое насилие бывает сложно, даже когда речь идёт не о нанесении лёгкого вреда здоровью, а о более серьёзных увечьях.

У Динары Чидериновой практически нет несломанных костей на лице. Женщине сделали пластическую операцию, поставили девять скоб, но она всё равно не может нормально есть. После больницы Динара Чидеринова весила 38 килограммов. Супруг женщины просто пришёл домой пьяным и стал её избивать, она так и не поняла, за что именно.

"Я до сих пор по больницам езжу, мне хотят оформить инвалидность. У меня сломано всё лицо, и глаз один уж почти не видит", – говорит Динара Чидеринова.

Женщина рассказывает, что участковый пришёл к ней в больницу и начал отговаривать от подачи заявления на мужа.

"В первый же день, когда я лежала в больнице с квадратным лицом, у меня берут заявление, что я к нему не имею претензий. Это было сделано в тот момент, когда я ничего не соображала. Я думала, может тогда он от меня отвяжется, а участковый всё говорил: мол, мы вас разведём, он будет платить алименты", – вспоминает Динара Чидеринова.

Родственники Динары настояли, чтобы она забрала своё заявление о том, что не имеет претензий к мужу и всё-таки обратилась в полицию.

"Назначили судебно-медицинскую экспертизу, у всех она идёт месяц, а у меня около трёх-четырёх месяцев шла, – рассказала Динара. – Они просто тянули время и хотели закрыть дело за сроком давности. Я пожаловалась в Генпрокуратуру, в Министерство обороны, так как мой муж военный".

Супругу Динары дали год условно. Экспертиза сочла, что он нанёс её здоровью средний ущерб. Ожидающая получения инвалидности Динара с этим не согласна и ждёт апелляции.

Жертве приходилось доказывать, что она жертва

Председатель ОЮЛ "Союза кризисных центров Казахстана" Зульфия Байсакова видит в новом законодательстве, касающемся бытового насилия, и плюсы и минусы. С одной стороны, жертве теперь не надо бегать и собирать доказательства того, что её действительно избили. Это теперь делает полиция. С другой стороны, она считает, что политика наказания для семейных тиранов должна измениться в целом.

Зульфия Байсакова

Зульфия Байсакова / Фото Facebook

"Жертва доказывала, что она жертва. Сейчас бремя доказывания будет возложено на правоохранительные органы, – прокомментировала Зульфия Байсакова. – Нам сейчас важно перестроить политику наказания. Человек, который совершает преступление, находится в состоянии агрессии, незнания законодательства. Наверное, надо с ним работать? Мы пытаемся всех посадить на 15 суток. Это неправильно, мы не пытаемся работать с агрессорами, у нас нет определённых программ, которые имели бы научную базу, у нас нет никаких центров, которые работали бы с семейными дебоширами. Поэтому женщина понимает, что да, отсидит он свои 15 суток, и ничего не изменится".

Поводом для побоев может стать всё, что угодно

Руководитель казахстанского движения "Немолчи.кз" Дина Смаилова часто пытается помочь жертвам бытового насилия. Она говорит, что поводом для побоев может стать всё что угодно. Например, в Шымкенте молодую женщину регулярно избивает супруг за то, что она оказалась не девственницей, что выяснилось после свадьбы.

"На днях был жуткий случай, девушку обвинили в том, что она не девственница. До сих пор в нашей стране этот маразм, – прокомментировала Дина Смаилова. – Девочка из Шымкента, ей 18, вышла замуж и стала объектом издевательств за то, что оказалась не девственницей. Супруг её избивает, насилует, обзывает шлюхой. К нам её родственница обратилась за помощью. Ну так воспитаны южане, муж у них – это бог, а уж иногда и дурак бывает".

Дина не может назвать идеальным ни старое, ни новое законодательство, касающееся бытового насилия. По её мнению, в обоих случаях нет полной гарантии защищённости жертвы.

Дина Смаилова

Дина Смаилова / Фото Facebook

"Отчасти перевод в Административный кодекс этих статей облегчает жизнь женщине, – считает Дина Смаилова. – Дело в том, что редкая жена у нас готова посадить мужа в тюрьму, даже если он её искалечил. Но и этот закон не совершенен: ни прежние, ни нынешние меры не дают женщине гарантий. Это такая лёгкая передышка для женщины на 15 суток".

Декриминализация статей о бытовом насилии в РК произошла вслед за Россией. В феврале 2017 года Путин подписал закон, переводящий статью о побоях из Уголовного в Административный кодекс. Президент РФ мотивировал такое решение тем, что людям надо "дать шанс остаться в здоровой части общества".

В Казахстане тоже были свои мотивы. Ещё в 2016 году генпрокурор Жакип Асанов говорил о том, что за бытовое насилие стали меньше привлекать в ответственности, так как дела о семейных скандалах относятся к делам частного порядка: жертва сама должна искать свидетелей, доказательства, а это не так-то просто.

По данным ОЮЛ "Союз кризисных центров Казахстана" в нашей стране ежегодно от бытового насилия погибает около 400 женщин.




Версия для печати
Отправить по почте
Перейти к последнему номеру газеты




Последние новости

Комментарии к новости
Вы не можете отправить комментарий анонимно,
пожалуйста зарегистрируйтесь.

Vit
(Полноправные пользователи)
Регистрация:
09.02.12
Сообщений:
14361
Re: В Казахстане декриминализовали бытовое насилие. Как теперь...
Отправлено: 16.07.17 - 13:24
Ответить Выделите текст в сообщении и нажмите сюда для быстрого цитирования
Или к примеру. Считается ли бытовое насиление если мне то тошноты не нравится стрепня жены . Не умеет готовить а муж давится и улыбается это не насилие?
Профайл
А
Алим
Re: В Казахстане декриминализовали бытовое насилие. Как теперь...
Отправлено: 16.07.17 - 13:24
Ответить Выделите текст в сообщении и нажмите сюда для быстрого цитирования
Цитата:
Vital:
И штраф выписывают и 15 суток.

тебя увольняют с работы за прогул, семья теряет доход, взыскивают штраф (если штраф неподъемный) арестовывают имущество, ты не можешь устроиться на работу, запись в трудовой, привлекался к адм. ответственности, и ты плотно сидишь на доходах Лилии, как ты думаешь выгодно это твоей Лиле?
Vit
(Полноправные пользователи)
Регистрация:
09.02.12
Сообщений:
14361
Re: В Казахстане декриминализовали бытовое насилие. Как теперь...
Отправлено: 16.07.17 - 13:28
Ответить Выделите текст в сообщении и нажмите сюда для быстрого цитирования
А если жена имеет 3 дан по дзюдо а муж слесарь 3 разряда . А вызваные на место проишествия участковый студент 3 курса .кто больше подвержен насилию в этой компании? За кого будет участковый переживать?
Профайл
А
Алибек
Re: В Казахстане декриминализовали бытовое насилие. Как теперь...
Отправлено: 16.07.17 - 13:40
Ответить Выделите текст в сообщении и нажмите сюда для быстрого цитирования
Цитата:
Vital:
За кого будет участковый переживать?

за свой погоны.
А
Алибек
Re: В Казахстане декриминализовали бытовое насилие. Как теперь...
Отправлено: 16.07.17 - 14:49
Ответить Выделите текст в сообщении и нажмите сюда для быстрого цитирования
Цитата:
Vital:
А считается ли насилием если я . Теоретически . Швырну в Лилию стрепню ее. Например пересолила она. И в ответ она мне ударом в челюсть отрубила меня. А придя в себя уже менты меня вяжут за бытовое насилие. И штраф выписывают и 15 суток. А она и рада

тебя увольняют с работы за прогул, семья теряет доход, взыскивают штраф (если штраф неподъемный) арестовывают имущество, ты не можешь устроиться на работу, запись в трудовой, привлекался к адм. ответственности, и ты плотно сидишь на доходах Лилии, через пол года она выгоняет тебя, участковый помогает твоей семье, приходит по выходным с продуктовым набором и до утра успокаивает ее, так что не советую экспериментировать.
А
Алибек
Re: В Казахстане декриминализовали бытовое насилие. Как теперь...
Отправлено: 16.07.17 - 15:02
Ответить Выделите текст в сообщении и нажмите сюда для быстрого цитирования
Цитата:
Vital:
Или к примеру. Считается ли бытовое насиление если мне то тошноты не нравится стрепня жены . Не умеет готовить а муж давится и улыбается это не насилие?

участковые обычно не прихотливые парни, в деревне выросли.
О
Ольга
Re: В Казахстане декриминализовали бытовое насилие. Как теперь...
Отправлено: 16.07.17 - 15:12
Ответить Выделите текст в сообщении и нажмите сюда для быстрого цитирования
Все только в пользу Государства , а где защита для женщин ? Вернется с 15 суток, с семьи возьмут бешеный штраф или надеються на то, что женщина теперь еще сильнее будет молчать. когда ее бьют, так как дети без хлеба останутся !!! Чем думают когда такие законы принимают ? Где защита для слабого пола ? Это не выход, это наоборот, ради денег для своей семьи, женщины будут молчать и страдать !
Vit
(Полноправные пользователи)
Регистрация:
09.02.12
Сообщений:
14361
Re: В Казахстане декриминализовали бытовое насилие. Как теперь...
Отправлено: 16.07.17 - 15:17
Ответить Выделите текст в сообщении и нажмите сюда для быстрого цитирования
Ну а если хитрая татарка Лилу спецом в борщ соли насыпала больше чем в кулинарной книге сказано. И она хитро замутила провакацию. И меня уволили по ее причине . По причине целеноправленой подставе. Могу ли я правильный поц подать на Лилу за насилие над мужчинами?
Профайл
Г
Гость
Re: В Казахстане декриминализовали бытовое насилие. Как теперь...
Отправлено: 16.07.17 - 15:44
Ответить Выделите текст в сообщении и нажмите сюда для быстрого цитирования
Цитата:
Ольга:
Где защита для слабого по

У нее что, головы не было, когда замуш выходила и любила?
Кроме любви, нужно думать еще одним местом по моему..
Vit
(Полноправные пользователи)
Регистрация:
09.02.12
Сообщений:
14361
Re: В Казахстане декриминализовали бытовое насилие. Как теперь...
Отправлено: 16.07.17 - 20:09
Ответить Выделите текст в сообщении и нажмите сюда для быстрого цитирования
Кстати . Очень актуальная тема: я посадил много цветов 2 хрезонтемы 2розы2 сирени 2 ромашки и вот решил их все подарить без плохой мысли Лили а она взяв их и растоптав нафиг послала по каким то причинам. В таком вот случаи могу ли я подать заявку на прямое бытовое насилие по отношению ко мне?
Профайл
kbkz1980
(Пользователи)
Откуда:
Костанай
Регистрация:
23.05.16
Сообщений:
4882
Re: В Казахстане декриминализовали бытовое насилие. Как теперь...
Отправлено: 16.07.17 - 20:12
Ответить Выделите текст в сообщении и нажмите сюда для быстрого цитирования
Заберите флягу у Витали,
Через 2 часа будет вообще тушите свет :lol:
Профайл
113
(Полноправные пользователи)
Регистрация:
23.12.12
Сообщений:
435
Re: В Казахстане декриминализовали бытовое насилие. Как теперь...
Отправлено: 16.07.17 - 20:26
Ответить Выделите текст в сообщении и нажмите сюда для быстрого цитирования
Цитата:
kbkz1980:
Заберите флягу у Витали,

Цитата:
Vital:
прямое бытовое насилие по отношению ко мне?


Согласна с Виталиком полностью.
Профайл
А
Алибек
Re: В Казахстане декриминализовали бытовое насилие. Как теперь...
Отправлено: 16.07.17 - 20:41
Ответить Выделите текст в сообщении и нажмите сюда для быстрого цитирования
Цитата:
Vital:
В таком вот случаи могу ли я подать заявку на прямое бытовое насилие по отношению ко мне?

тогда вам надо обратиться в международное бюро по правам человека, они всех защищают.
Vit
(Полноправные пользователи)
Регистрация:
09.02.12
Сообщений:
14361
Re: В Казахстане декриминализовали бытовое насилие. Как теперь...
Отправлено: 16.07.17 - 20:58
Ответить Выделите текст в сообщении и нажмите сюда для быстрого цитирования
Час прошел и свет горит. А междунородное бюре может меня защитить от групового насилия? Барбара вот присоединилась.
Профайл
А
Алибек
Re: В Казахстане декриминализовали бытовое насилие. Как теперь...
Отправлено: 16.07.17 - 21:05
Ответить Выделите текст в сообщении и нажмите сюда для быстрого цитирования
Цитата:
Vital:
Час прошел и свет горит. А междунородное бюре может меня защитить от групового насилия? Барбара вот присоединилась.

так защитили же одну женщину гардеробщицу школы которой якобы домогался директор школы, и вам помогут.