Ирина БУРЕЕВА: Школьные годы чудесные?

"Давно пора менять систему образования, которая готовит специалистов для прошлого"
30 августа 2015, 07:19 |  Мнения

«25 августа во время совещания с педагогами вице-премьер Бердыбек Сапарбаев раскритиковал качество знаний выпускников ведущих университетов, - сообщил на днях КТК. - На совещании также стало известно, что систему среднего образования ожидает перерождение. К 2020 году в прошлое уйдет классическое заучивание материалов - детей научат выражать свои собственные мысли и идеи».

Прям именины сердца, а не обещания! Давно пора менять систему образования, которая готовит специалистов для прошлого. Наших детей учат для того, чтобы они шли на работу, которой уже не существует, обеспечивают теми инструментами, которые давно не эффективны. И в результате у них нет знаний, применимых в современной, жесткой, конкурентной жизни.

Взять ту же химию. Она вам пригодилась в жизни? Мне - нет. Если вы не планируете узкую специализацию, зачем годы зубрежки химических цепочек? Сейчас много спорят про пищу без глютена, о процессах защелачивания или закисления организма из-за неправильного питания. Может, практичнее изучать химию с учетом требований времени, когда идеи биотехнологий становятся приоритетными?

Или уроки труда. Зачем девочки до сих пор строчат фартуки, которые продаются в любом хозмагазине? Я понимаю, раньше нас учили справляться с дефицитом - уметь сшить юбку или блузку, прострочить простыню. И машинки поэтому были в каждом доме. Но сейчас куда правильнее учить девочек вести домашнюю бухгалтерию, справляться со счетами, организовывать домашний досуг, собирать вкусный/полезный для здоровья стол и уметь красиво его сервировать - словом, снабжать знаниями будущей хозяйки дома.

Кто-то возразит - мол, этому должны учить мамы. Да! Тогда уберите эти часы из программы, чтобы у мам появилось время на общение с дочками, а у отцов - с сыновьями. Сегодня мозг детей перегружен бесполезными знаниями, основной процент которых, как показывает практика, впоследствии не используется. А ведь в освободившееся время дети могли бы заниматься хобби, спортом, углубленным изучением будущей специализации. Немудрено, что среди взрослых все больше сторонников домашнего школьного обучения.

Мы хотим видеть наших детей в будущем успешными, конкурентными. Уже сейчас называются самые важные профессии будущего - биотехнологии, нанотехнологии и искусственный интеллект. Сегодняшнее «оцифрованное» и гаджетозависимое поколение будет жить в условиях не товарной экономики, а интеллектуально-творческой. Многие процессы будут заменены роботами, будет расти безработица, тем более нужно развивать способности, которые недоступны роботам: креативность, воображение, инициативу, лидерские качества. Меняется сама система, значит, и образование должно базироваться на интернет-технологиях (а у нас ребенку снижают оценку, если он читает Гоголя у доски с айпада, а не по книге из библиотеки, и это - не придуманный факт).

Я не против школы и не против учителей. Напротив, снимаю шляпу перед педагогами-новаторами, харизматичными, смелыми и преданными педагогике, несмотря на грошовые зарплаты. Я просто позволила себе немного помечтать о школе, в которую хочу повести сына через три года. Школу, где ученики не будут шить фартуки и мастерить табуретки...