Анатолий ТИХАНОВСКИЙ: Болтун - находка для кого?

«Нужно в каждом доме, в учреждениях и на предприятиях вывесить плакат «Не болтай!»
13 мая 2014, 09:55 |  Мнения

«Свобода слова и творчества гарантируется» - это первое предложение первой части ст. 20 Конституции РК. Далее записано: «Цензура запрещается». А во второй и третьей частях указано, что каждый гражданин страны имеет право получать и  распространять информацию любым законным способом, но при этом: «Не допускается пропаганда или агитация насильственного изменения конституционного строя, нарушения целостности Республики, подрыва безопасности государства, войны, социального, расового, национального, религиозного, сословного и родового превосходства, а также культа жестокости и насилия». Все то, что не подпадает под этот список, можно, так как не запрещено.

Очень поспешное введение в УК РК статьи 242-1 (распространение заведомо ложной информации) очень похоже на возрождение цензуры. Да, закон принят и подлежит исполнению, но осмыслить его как-то надо. Изначально малопонятно, что такое «заведомо ложная информация»? Как можно доказать, что она именно такая? Ч. 1 ст. 242-1 устанавливает, что за распространение заведомо ложной информации, создающей опасность нарушения общественного порядка или причинения существенного вреда физическим или юридическим лицам, предусмотрены штраф и даже лишение свободы до 1 года. Заметьте, законодатель предусматривает ответственность лишь за некое создание опасности. Как широко может все это толковаться? 

Согласно ч. 1 ст. 19 УК РК, лицо подлежит уголовной ответственности только за те общественно опасные деяния (или бездействие) и наступившие опасные последствия, в отношении которых доказана его вина. Здесь, как видите, деяния и их последствия логично увязаны и неразрывны. А как же быть с расплывчатым «созданием опасности», которое от возможных последствий отделено? Ст. 25 УК РК указывает, что преступление следует считать оконченным, если содержатся все признаки преступления. То есть и деяния, и их последствия. Часть 4 ст. 19 УПК РК  устанавливает, что обвинительный приговор не может быть основан на предположениях. А разве создание (и то, возможно, только в головах обвинителей) некой опасности от распространения информации - не есть лишь предположение? 

Судя по тому, что в ст. 242-1 УК РК есть отдельный п. 3 части 2, где рассматривается ответственность за распространение заведомо ложных слухов с применением СМИ, можно сделать вывод, что часть 1 этой статьи касается только устного распространения заведомо ложной информации. То есть сплетен, молвы, всего того, что в народе называется пересудами. Так что теперь, как в войну, нужно в каждом доме, квартире, подъезде, в учреждениях и на предприятиях вывесить на самом видном месте плакат «Не болтай!» Или другой, не менее известный – «Не болтай у телефона. Болтун - находка для шпиона!» В нашем случае - для прокурора и полиции. Дожили …

В тему старый анекдот. Рабинович подал заявление на выезд, а ему в ОВИРе отказали. «На каком основании?» – спрашивает он. «А потому, что ваша работа связана с государственной тайной». «Какая тайна? В той области, где я работаю, нас Америка лет на 30 обогнала!» «Тише, Рабинович, не надо болтать! Это и есть государственная тайна»