Юрий БОНДАРЕНКО: Украина и мировая история

«Любая смута внутри страны или группы близких стран будет использоваться внешними силами»
3 марта 2014, 08:43 |  Мнения

События в Украине не оставляют равнодушными очень многих из нас. Это уже не Северная Африка и не Сирия. И все же судить конкретно о добре и зле и о том, кто больше украл у народа сегодня, а кто украдет завтра, в нынешнем потоке событий непросто. Предсказывать же будущее может лишь погруженный в тему аналитик,  либо тот, кто напрямую причастен к его незримым пружинам. 

Ведь лучше всех о возможном пожаре и о том, что и где загорится, способен сказать тот, у кого в руках спички. Или тот, кто рядом. И в прямом, и в переносном смысле. Как в свое время в нацистской Германии, где близкий к фюреру некий Гануссен перед пожаром Рейхстага громогласно возопил, что он «видит огонь». Правда, зря он это сделал. В нацистских кругах сочли, что подобное пророчество может бросить тень на них самих - как на тех, кто реально поджег здание (что и было на самом деле). Гануссена без хлопот убрали и затем торжественно похоронили, как жертву врагов великой Германии.

Мы же (увы или к счастью?) далеки от тех, кто финансировал и подстегивал  драматические события уже в Украине. И потому делать прорицания не вправе. Да и сколько раз только на нашем веку самые титулованные мужи со своими прогнозами садились в лужи! 

Но приглядимся к опыту истории. Первое, о чем поневоле приходится задуматься, так это о том, что недавние клише - типа «революции – локомотивы истории», «революция – праздник угнетенных масс» - по крайней мере, сомнительны. Страдают-то именно массы. В смутах и революциях добро и зло идут в обнимку. Зато явно заметно второе обстоятельство: подъем грязной пены и тех личностей, которых, по большому счету, мало кто в силах контролировать. Любая смута, революция и Гражданская война – это еще и безудержный бандитизм. С ярлыками или без ярлыков – не суть важно. Какой уж тут праздник, когда  «в законе» человек с ружьем!

Третий грустный вывод, к которому пришел еще Платон, не знавший самого слова «революция», - это тот факт, что власть толпы, «охлоса» сменяется не расширенной демократией, а жесткой рукой диктатуры, которая будет душить осточертевший народу беспредел.

Четвертый вывод не менее грустен: без преобразований не может быть движения, а без движения – жизни. Но любая смута внутри той или иной страны или группы близких стран будет использоваться внешними силами. И приклеенные улыбки вкупе с песнопениями о тех или иных ценностях тут ничего не меняют - будет ли идти речь о современном либеральном Западе или Персии времен сатрапов. Напомню: когда Персия проиграла несколько знаменитых сражений Элладе, персидское руководство стало ловко подбрасывать деньги для ведения военных действий – то Спарте, то Афинам, которые после победы над внешним врагом устроили между собой 30-летнюю заварушку. Здесь есть над чем задуматься.