[an error occurred while processing this directive]
ИЗ ВЫБОИН – НЕ ВЫЕДЕМ?
Фраза Николая Фоменко о том, что «в Росси две беды, и одна из них ремонтирует другую» не теряет актуальности и для костанайских дорог. Качество наших трасс пока только способствует аварийности, а в 70% случаев, по слова мастеров СТО, является причиной многочисленных поломок автомобилей. Почему, несмотря на ежегодное щедрое бюджетное финансирование, костанайские дороги находятся в жутком состоянии?
Под грифом «секретно»
Во вторник первый заместитель акима области Виктор Мейстер подверг резкой критике качество ремонта дорог. Накануне чиновник прошелся пешком по нескольким улицам Костаная и пришел в ужас.
- На промежутке улиц Чехова и Баймагамбетова брусчатку выложили, и с тех пор, похоже, не чистили. И почему на улице Ворошилова перед тем, как начать нынешний ремонт, улицы не подмели?
Заместитель акима Костаная Сакен Тукенов в ответ на эти претензии только признал низкую дисциплину дорожных рабочих: «Они у нас разболтаны, пастух нужен». Напрашивается мысль, что качество ремонта дорог в областном центре и в этом году будет под большим вопросом.
Виктор Мейстер высказал также возмущение по поводу прокладывания дорог в районе дизельного завода. Причем, как сказал г-н Мейстер, подрядчики не понимают, как это надо делать. От ока первого зама акима области не укрылось то, что трассы уже отклонились метров этак на 30 от намеченных. «А к концу дороги отклонение будет 300 метров», - уверенно сказал г-н Мейстер. Сакен Тукенов тут же сообщил, что тендер по этим работам строительная организация выиграла потому, что их проект стоил меньше на 13 миллионов тенге.
Информацию о том, какие фирмы в этом году выиграли тендер на ямочный ремонт дорог города, нам предоставил начальник ГУ «Отдел ЖКХ пассажирского транспорта и автомобильных дорог акимата г. Костаная» Валерий Солодов.
- Ремонтом центральной части занимается ТОО «Ван». Объем – 6 533 квадратных метра. У ТОО «Шебер» - северный район (Узкая колея, п. Киевский, клуб Строителей), объем – 4 140 кв. м. ТОО «АБЗ+» - южный район (КЖБИ, микрорайоны). Объем – 4 355 кв. м. ТОО «Таза жол» - Западный район (военный городок, ул. Карбышева, Тубдиспансер. Объем 3 484 кв. м, ТОО «Таза жол» - Восточный район (КСК) – 3 484 кв. м.
В этом году также запланирован средний ремонт в пределах улиц Карбышева и В.-Интернационалистов. Капитальный – на улицах Тарана – Гагарина-Баймагамбетова. Строительство дорог предусмотрено в районе Костанай-2, улиц Авиационная-Промышленная, до Гагарина, Станционная. Реконструкция коснется улиц В.-Интернационалистов, Абая и Карбышева.
На вопрос корреспондента «НГ» о том, какая сумма была выделена на ямочный ремонт, Валерий Солодов ответил потрясающей фразой: «Вы что, хотите, чтобы я вам все секретные данные выдал?» Интересно, с каких пор бюджетные деньги, состоящие из средств налогоплательщиков, стали секретной информацией?
В итоге удалось выяснить, что ямочный ремонт в этом году обходится в 50 миллионов тенге, строительство дорог – в 250 миллионов тенге. Во что выльется средний и капитальный ремонт дорог, Валерий Солодов порекомендовал узнать у своего заместителя.
Народ платит дважды
Многих автомобилистов интересует, «участвует» ли в ремонте дорог налог на транспортные средства. Светлана Трегубова, начальник налогового комитета по г. Костанаю пояснила, что этот налог зависит от марки, срока эксплуатации машины, объема двигателя.
- Эти отчисления поступают в городской бюджет, но это не означает, что они идут только на ремонт дорог. Деньги собираются в общий объем наряду с другими налогами, а потом комиссия распределяет, на что их потратить. Сборы за проведение техосмотра, получение водительского удостоверения, за приобретение номерных знаков поступают в республиканский бюджет.
Деньги республиканского бюджета, как пояснила заместитель начальника департамента финансов Сауле Аймухамбетова, также обезличенные. И вместе с другими поступлениями распределяются в зависимости от потребностей области и города.
Есенбол Кожанов, начальник отделения дорожной полиции по г. Костанаю сообщил, что многие автовладельцы возмущены тем, что платят «дорожный налог», а дороги в ужасном состоянии.
- Это в советское время был «дорожный налог». Все средства от него распределялись только на ремонт и устранение неполадок на трассах. Сейчас налог на транспортные средства водитель платит за то, что использует государственные дороги, отравляет воздух. Наличие ям и ухабин, конечно, не лучшим образом влияют на количество аварий. Но самое главное – страдает дисциплина водителей.
Получается, что часть денег автомобилистов все-таки идет на ремонт дорог, так как отчисляется в бюджет. Плюс подоходный налог с каждого работающего человека. Проще говоря, дороги ремонтируются за счет жителей города. А в результате – автомобилистам приходится платить повторно, покупая запчасти к автомобилю. Пешеходы страдают из-за тех же ям и ухабин, а власть заявляет, что расходование бюджетных денег – секретная информация.
Успеть нельзя опаздывать
Недавно аким области Сергей Кулагин заявил, что фирмы, допустившие в ремонте дорог серьезный брак, в этом году будут переделывать их за свой счет. Валерий Солодов рассказал, что такая практика существует давно. Каждый год составляется акт дефектовки, и плохо отремонтированные дороги предприятие переделывает за свой счет. В этом году повторной работой занялись несколько предприятий. Какой именно и каким улицам они нанесли вред, Валерий Солодов рассказать отказался.
Напрашивается вопрос – почему комиссии, принимающие отремонтированные дороги, не говорят о недостатках сразу? Все недочеты всплывают через год и требуют новых и больших вложений. Причем, как выяснилось, готовые трассы проверяет две комиссии – рабочая и государственная. Рабочая состоит из сотрудников фирмы, выполняющей ремонт, проектировщика и заказчика. Кстати, заказчиком выступает ГУ «Отдел ЖКХ пассажирского транспорта и автомобильных дорог акимата г. Костаная». Рабочей комиссией производится акт о выполненных работах, учитываются «недоделки», потом все сдается государственной комиссии.
Главный инженер ТОО «АБЗ+» Александр Титов рассказал, что деньги по тендеру выделяются целенаправленно, к примеру, на ямочный ремонт.
- Ямы мы заделываем, как положено. А рядом – трещинка, со временем ее разъедает влага, и через год асфальт разрушается. Но ведь нам деньги на трещины не предусмотрены.
Кстати, по сведениям Валерия Солодова, в этом году ямочный ремонт охватит 21 996 квадратных метров дорог. Отремонтировано, по его словам, пока 30% – 6500 кв. м. На днях аким города Нуралы Садуакасов сообщил «НГ», что в нынешнем году ямочный ремонт «намечено завершить по всему городу уже к 1 июля». До 1 июля остается чуть больше месяца, а отремонтировать нужно еще 70% площади. И тут напрашивается радостная мысль: строители выполнят обещание акима, тогда до начала июля им придется работать ударными темпами и выполнить больше половины из того, что уже сделано. В противном, безрадостном случае, подрядчики торопиться не станут, и ремонт продлится гораздо дольше. Но при любом раскладе беспокоит еще один, извечный вопрос: не пострадает ли снова качество наших многострадальных дорог?
Ольга ЛИХОГРАЙ
[an error occurred while processing this directive]
[an error occurred while processing this directive]