Наша Газета

КиТАЙНОЕ станет явным
Дата: 24.02.10

В сельском хозяйстве у нас две проблемы: плохой урожай зерна и... хороший. Ну а рекордный - и вовсе катастрофа. Отсчет можно вести с 1956 года, когда целина одарила тяжелыми колосьями.В сельском хозяйстве у нас две проблемы: плохой урожай зерна и... хороший. Ну а рекордный - и вовсе катастрофа. Отсчет можно вести с 1956 года, когда целина одарила тяжелыми колосьями. Курганы пшеницы насыпали в полях. Первоцелинник Роман Пономарев до сих пор помнит курган из 8 тыс. тонн отборного зерна в зимних полях совхоза им. Димитрова. Спасали всю зиму. Удалось спасти лишь половину. Зато потом начали строить элеваторы и ХПП. Последние 20 лет довольствовались тем, что осталось в наследство от строителей коммунизма. После прошлогоднего рекордного урожая строители капитализма прозрели: емкостей для хранения зерна не хватает, нужны новые. Нужно грамотно двигать зерно на внешние рынки.

Грамоте учимся методом тыка. А сегодня, куда ни ткни в мировую экономику, попадешь в Китай. Вот и глава правительства ткнул туда же носом отечественных аграриев. Дескать, Поднебесная готова у нас купить зерна столько, сколько мы сможем им продать. Премьер тамошний пообещал. На заседании правительства в октябре господин Масимов поручил минсельхозу и «КазАгро» «не затягивать вопрос» и забить место в китайской квоте импорта зерна. Забивают до сих пор. В начале февраля первые лица Продкорпорации навестили в Пекине своих коллег из корпорации COFCO и предложили улыбчивым китайцам ежемесячно сбывать им по 150 тыс. тонн качественной пшеницы. Китайцы остудили пыл горячих парней из Казахстана. Первоначально в марте они согласны купить не более 20 тыс. тонн. Причем пшеницы с клейковиной не ниже 28%. Причем договориться о цене закупа предложили позже, а транспортировать пшеницу в 40-футовых морских контейнерах. Поскольку железнодорожная колея у соседей другая. Попутно парламентеры заглянули в министерство железных дорог на предмет открытия транспортного коридора в Юго-Восточную Азию. Откроем, улыбнулись китайские железнодорожники, в пределах 3 млн тонн, но опять же в 40-футовых контейнерах. С тем и вернулась делегация в Астану. Как бы с чувством исполненного долга.

Казахстан готов экспортировать до 10 млн тонн зерна. Если при самом оптимистичном раскладе нам удастся договориться о поставках через китайскую границу половины этого потенциала, то... Расчеты трейдеров, занимающихся контейнерными перевозками зерна и муки, показывают, что потребуется порядка 60 тыс. контейнеров и не менее 10 тыс. железнодорожных платформ. Решение проблемы - строительство зернового терминала на границе. В планах Продкорпорации оно обозначено: в будущем году - разработка ТЭО, в 2012 - проектно-сметной документации, в следующем году - непосредственно строительство терминала с пропускной способностью до 1 млн тонн зерна в год. Но при условии, что в долю согласится войти одна из крупных зерновых компаний Китая. Пока таких желаний не наблюдается. Да и нужно ли наше зерно улыбчивому соседу? В минувшем году он собрал очередной рекордный урожай зерна. В то же время импортировал: 40 млн тонн сои, 2,7 млн - рапса, 1,4 млн - ячменя и 300 тыс. - сорго. Зерна в этом списке журнал World Grain не обнаружил.


Мнения


Эта статья взята с сайта:
http://www.ng.kz

URL этой статьи:
http://www.ng.kz/modules/newspaper/article.php?numberid=177&storyid=11201